Нужно ли проверять специалиста на прочность?
Елисеева Наталия
Председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области
Аптека может иметь широкий ассортимент и доступные цены, но вернется ли покупатель обратно, зависит от работника первого стола, от того, насколько компетентной и профессиональной будет консультация, беседа — спокойной и доброжелательной, доводы — убедительны. А еще — насколько неназойливым будет процесс так называемой дополнительной продажи и т.д.
Ситуация с фармацевтическими кадрами на Сахалине, на мой взгляд, в 2020–2021 гг. принципиально не изменилась: она всегда здесь была сложной и напряженной. Это объясняется тем, что в области нет профессионального учебного заведения, а близлежащие набирают такое количество абитуриентов, которое не в состоянии удовлетворить потребности рынка труда. Поэтому пока Правительство Сахалинской области не озаботится серьезностью данной проблемы и не примет решение об открытии фармацевтического отделения на базе Сахалинского медицинского колледжа, руководители аптечных организаций будут вынуждены принимать любого фармспециалиста, без учета уровня профессиональных знаний и навыков. Что касается введения маркировки и отмены ЕНВД, то они – с учетом возросших финансовых затрат — обострили проблему самого существования аптечных организаций, не оказывая прямого влияния на вопрос кадрового обеспечения. На Сахалине дефицит кадров существовал и до 2021 года, в связи с отдаленностью региона и высокими затратами на привлечение сотрудников из других мест ("подъемные", жилье, обеспечение северных надбавок к зарплате).
На наш взгляд, самая серьезная из кадровых проблем — повышение привлекательности и престижности профессии для будущих специалистов с высшим образованием. То есть провизоров, для которых профессиональный стандарт практически одинаков со специалистами среднего образования. В этом направлении не изменилась программа подготовки в вузах. Профстандарт "Фармацевт" написан, видимо, одновременно с профстандартом "Провизор" — повторяет почти те же положения. Даже прохождение повышения квалификации раз в 5 лет, чего нет в системе аккредитации. Нет разницы между требованиями к специалистам с высшим и средним образованием. Только система допуска к профессиональной деятельности у провизора сложнее и дольше. Что и влияет на выбор профессии выпускников с хорошими аттестатами…
Второе — более активное знакомство школьников с работой в аптеке. В этом плане включение профессии "фармацевт" в российские соревнования WorldSkills — шаг вперед в работе по школьной профориентации.
Следующая важная проблема — старение кадров. На Сахалине треть работающих пенсионеров может прекратить трудовую деятельность в ближайшие 5–10 лет, особенно после окончания сроков действия сертификатов специалистов. К сожалению, в регионе еще не решены проблемы получения свидетельств об аккредитации, при невозможности ее проведения на месте.
Нельзя не отметить и проблемы отраслевого регулирования. В ноябре валом идут новые изменения в нормативной документации, непосредственно касающиеся работы первостольников. Да, "регуляторная гильотина" убрала много дублирующих документов. Однако новые приказы тоже далеки от принципа "точно, как в аптеке". Например, в приказе Минздрава №1094н нет унифицированных формальных требований к разным типам рецептурных бланков: то почтовый адрес с указанием индекса, то просто почтовый адрес, то дата рождения, то просто возраст больного, то инициалы, то полные ФИО, и т.д и т.п. Вызывает вопросы и приказ по технической укрепленности аптечных учреждений. В его названии и тексте указан список препаратов, оборот которых запрещен на территории Российской Федерации — список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вместо наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I прекурсоров и т.д.). Не вполне ясны проекты постановлений о лицензировании фармацевтической деятельности с руководителями без фармацевтического образования и ответственными по качеству без профессионального стандарта.
Периодически, в процессе трудовой деятельности, фармацевты и провизоры обращаются к НПА, в том числе и при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Для того, чтобы сделать этот процесс удобным и быстрым, считаем целесообразным создание приложения для смартфонов «НПД, регламентирующая фармацевтическую деятельность», где можно найти не только нужный документ, но и правоприменительную практику. И обязательно должен быть профессиональный форум, где специалисты могут обменяться мнениями, в т.ч. и при обсуждении проектов приказов и постановлений.
Сама же нормативная документация должна быть изложена таким образом, чтобы меньше было разночтений или двойных толкований при практическом применении. Особенно если это работа непрофильных ведомств.
Что касается непрерывного фармацевтического образования, то процесс этот понятен, прост и не вызывает трудностей. По крайней мере, на этапе формирования образовательного портфолио для сотрудников, свободно владеющих компьютерными технологиями, современной оргтехникой, имеющих смартфоны и доступ в интернет. Все фармацевтические специалисты аптечных организаций в Сахалинской области зарегистрированы на портале НМиФО и обучаются как самостоятельно, так и коллективно. Например, являются участниками образовательной платформы "Университет ПРО", Национальной Фармацевтической палаты, фармацевтической ассоциации "Содружество" и пр. Есть и различные платные образовательные модули, но зачастую материалы по фармацевтическим специальностям там уже устаревшие.
Как решить проблему "профессионального выгорания"?
Дать фармацевтическим работникам возможность оказывать лекарственную помощь человеку, а не работать продавцами. Снизить налоговую нагрузку для "единичных" аптек, владельцы которых — самые активные профессионалы, провизоры, а не просто собственники. Все это поможет уменьшить и остроту кадрового вопроса.
Условия трудовой деятельности не должны проверять специалиста на прочность. А сейчас, к сожалению, в фармации происходит обратное.