Нужно ориентироваться не на сроки, а на готовность системы
Шульга Ярослав
Основатель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Так, в обществе очень распространена точка зрения, что аптечный бизнес — это мегаприбыли и достаточно открыть одну аптеку, чтобы мгновенно увидеть себя в рейтинге списка миллиардеров одного известного журнала. Распространена точка зрения, что аптеки делают огромные наценки и "наживаются" на чужой боли, что такого понятия, как "закупочная стоимость", в принципе не существует, что за "прилавком" стоит "продавец" и обманывает бабушек.
И сюда же можно отнести распространенную точку зрения, что в аптеках одни "подделки" (на языке специалистов "контрафакт" и "фальсификат"), и с этим явлением государство борется очень плохо.
Отвечая на вопрос о мерах по борьбе с контрафактом и фальсификатом, первое, с чего стоит начать, — трезво оценить объемы этого явления. Так вот, объемы явления, вопреки иллюзиям общества, более чем приемлемые. А именно менее одного процента. И при всем моем критическом настрое в отношении наших регуляторов, должен отметить: в данном направлении работа ведется очень неплохо.
Проблема гипертрофирована. Она имеет место быть, но ее масштабы многократно преувеличены. В конце концов, выпуск поддельных лекарств, способных нанести вред жизни и здоровью человека, — это уголовная статья. И если ситуация с фальсификатом вызывает столь сильные опасения, можно ужесточить ответственность за сознательное изготовление подобной продукции. То есть на этапе производства поставить еще более мощный регуляторный заслон.
Хотя, на мой взгляд, ответственность за данную деятельность и сегодня является достаточной.
Что касается проблемы с маркировкой — это же было предсказуемо. Взгляните на интервью экспертов, аналитиков, просто более-менее грамотных специалистов, по роду своей деятельности сталкивающихся с данными вопросами. Все они предупреждали, что система не готова, что рано, что нужен мораторий. Не хочу полностью возлагать ответственность на провайдера этого процесса, но ведь на этапе тестирования были и сбои, были и проблемы, были и падения. И это нормально, абсолютно нормально для тестового периода.
Но абсолютно ненормально относительно "сырую" систему выводить в "боевой режим", ориентируясь не на факт ее готовности к работе в этом режиме, а на какие–то дедлайны. И именно это, на мой взгляд, является главной проблемой в данном случае. Маркировка лекарства и маркировка меховых изделий и обуви — это совсем не одно и то же. С "дефектурой" меховых изделий как–то меньше рисков, чем с дефектурой лекарственной продукции.
Ну а пандемия и сложившаяся ситуация в целом — именно в тот период, когда процесс маркировки, по сути, вводился в "боевой режим", стали "вишенкой на торте". Для полноты картины и для повышения ставок в этой печальной игре.