Нужно приложить усилия, чтобы предотвратить коллапс
Год был очень тяжелым как в отношении эпидемиологической обстановки (и соответственно, нагрузки на специалистов системы здравоохранения), так и с точки зрения отдельных регуляторных решений. В частности, массу проблем принес запуск системы маркировки.
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Что касается развития, в уходящем году сохранялись довольно высокие темпы в отношении госсектора: в среднем по трем сегментам (закупки ЛПУ, федеральные и региональные льготные программы) по итогам первых трех кварталов — плюс почти 29%. Розница чувствовала себя не в пример хуже, но за счет роста заболеваемости и нескольких волн ажиотажного спроса общая выручка тоже смогла выйти в хороший плюс (+13,8%).
Однако этот результат был весьма неравномерным. Сначала всплеск активности пришелся на весну. Потом летом наступило затишье. Затем в ходе второй волны коронавирусной инфекции и внедрения системы МДЛП — вновь ажиотаж и заметный рост рынка.
Несмотря на двузначную динамику, рост касался лишь отдельных позиций. Прежде всего, тех, которые прямо или косвенно имеют отношение к коронавирусной инфекции. При этом из-за ажиотажа нагрузка на операционные процессы сильно выросла, а из–за проблем с системой маркировки возникла дефектура. Так что существующий рост рынка трансформировался в рентабельность в очень скромных объемах.
Сейчас остается комплекс проблем в отношении МДЛП. Упрощенный порядок функционирует тоже с перебоями. Проблемы с дефектурой сохраняются на этапе ввода лекарств в обращение. К тому же, аптеки лишаются возможности пользоваться льготным налоговым режимом. Для ряда относительно небольших организаций это довольно критично. И если в отношении ЕНВД, похоже, уже все решено, то с МДЛП надо провести нормальное тестирование системы перед вторым запуском. Иначе лекарственный коллапс вновь повторится.
Почему ситуация с маркировкой привела к лекарственному коллапсу и можно ли защититься от фальсификата и контрафакта какими–то иными способами?
Первое, что надо сказать: маркировка никакого отношения к проблеме контрафакта не имеет и глобально ее не решает. С помощью МДЛП можно разрешать отдельные моменты нелегального оборота лекарств (связанные, например, с переливами из розницы в опт), а также вопросы приостановления обращения недоброкачественных препаратов, унификации классификаторов и т.п. Но в целом с подделкой и контрафактом можно и нужно бороться не только с помощью маркировки.
А проблемы в ходе ее внедрения возникли исключительно из–за "шапкозакидательства" разработчиков системы и лоббистов этой идеи. Без должного тестирования, в период тяжелейшей эпидемиологической обстановки запустили, по сути, эксперимент. Было бы странно, если бы все кончилось иначе.
Сейчас надо предпринять усилия, чтобы в феврале 2021 г. эта ситуация не повторилась. Нормально протестировать систему, проверить работу всех этапов и только потом нажимать на кнопку "пуск".
Кстати, у проблемы дефектуры, помимо "кривого" запуска системы МДЛП, была еще как минимум одна причина. В рамках перечня ЖНВЛП в условиях практической невозможности индексировать цены возникли ситуации массовых отказов от выпуска ряда препаратов. Громче всего проблема прозвучала в отношении лекарств для лечения онкологических заболеваний, но есть и другие прецеденты. Существующий механизм регулирования цен на ЖНВЛП неплохо работал в более-менее стабильных экономических условиях. Однако после целого ряда волн девальвации рубля и планомерного повышения цен на фармсубстанции в Китае (в отношении целого ряда препаратов) встал вопрос о необходимости индексации цен или сворачивании производства.
К чести регуляторов, среагировали они довольно оперативно. Был выработан порядок индексации и уже начался процесс пересмотра цен. С одной стороны, это не очень хорошо, т.к. "разгоняет" и без того высокие показатели инфляции. Но, с другой стороны, дефицит лекарств однозначно хуже. Из двух зол, как известно, выбирают меньшее.
А что касается системы МДЛП, ее проблемы наложились на ажиотаж в отношении препаратов, применяющихся для лечения коронавирусной инфекции и ее последствий. В итоге дефектура возникала в отношении обширного перечня препаратов, начиная с парацетамола, гидроксихлорохина, дексаметазона (преднизолона, метилпреднизолона), азитромицина и т.д. и заканчивая эноксапарином натрия, апиксабаном…
Как обстоят дела с импортозамещением? Процесс импортозамещения в 2020 г. продолжился. Чуть хуже с этим обстояло дело в отношении госсектора. Здесь в силу увеличения закупок ряда оригинальных препаратов для лечения онкологических и сердечно–сосудистых заболеваний доля отечественной продукции несколько сокращалась. Хотя при этом позиции, у которых есть российские аналоги, продолжили вытеснять импорт. А в рознице процесс, напротив, активизировался.
Во–первых, резко вырос спрос на отдельные препараты, имеющие отношение к коронавирусной инфекции. Многие из них представлены именно российскими производителями (те же противовирусные средства). Во–вторых, доходы населения в результате локдауна весной резко упали. Естественно, это привело к активизации тенденций экономного потребления, в ряду которых импортозамещение, ключевая тенденция.
Что касается "Фармы–2020", итоги которой мы должны были подводить в нынешнем году, то можно констатировать — в целом по большинству параметров целевые показатели достигнуты не будут, в известном смысле это означает провал программы. Хотя тут надо понимать, что и фармрынок серьезно изменился. Например, сейчас за счет государственных средств закупаются отдельные оригинальные препараты, о которых в момент создания программы можно было только мечтать. Это, естественно, корректировало возможности повышения доли отечественных компаний.
Были и другие факторы, экономические (девальвация рубля) и теперь вот эпидемиологические. Случались и такие прецеденты: государство выделило деньги на разработку препаратов, но эти продукты так и не поступили в обращение. Были и обратные истории: деньги выделялись одним, а другие и без госфинансирования самостоятельно начинали выпуск препаратов, создание которых предусматривалось программой.
При этом есть и очевидные успехи, так отечественный фармпром в 2010–2020 гг. смог выпустить значительное количество аналогов, в т.ч. для дорогостоящих препаратов. Тех же моноклональных антител, например. Запущено производство отдельных лекарств для лечения орфанных заболеваний. Появилось реальное промышленное производство инсулина и его аналогов. И это далеко не все.
При разработке новой стратегии надо, прежде всего, детализировать планы по достижению целей, причем делать это предельно подробно, с указанием конкретных мер и сроков реализации. И, естественно, контролировать соблюдение поставленных планов, т.е. каждый год проводить анализ проведенной работы и ее результативности. При этом исполнители программы должны получить реальные полномочия по изменению регуляторного процесса. Чтобы решения принимались быстро, без тяжелых согласований, которые растягиваются на годы.
Также надо довести до логического завершения вопрос интернет–продажи лекарств. Тот формат, который предложен сейчас, выгоден, прежде всего, представителям крупного бизнеса. И здесь тоже важно восстановить справедливость. Небольшая аптечная розница должна получить равные с крупными сетями права.
Важно разрешить и продажу через интернет рецептурных препаратов. Понятно, что только на продаже БАД и ОТС–препаратов небольшие региональные сети развивать онлайн не могут. Они не предложат конкурентоспособную цену. А их посетитель ориентирован, прежде всего, на Rx.
Аптечная конкуренция в 2020-м, увы, ужесточалась, а инфраструктурная составляющая — деградировала. Начиная с апреля количество аптек в нашей стране начало заметно сокращаться. По итогам сентября в России работало 67,26 тыс. аптечных учреждений. Это примерно уровень июня 2019 г., т.е. аптечный сектор потерял целый год развития. Причем проблемы испытывали в основном представители единичных аптек и относительно малых аптечных сетей. Крупный бизнес темпы развития уменьшил, но оно все–таки сохранялось. Вариантов для небольших структур не так много. Самые очевидные — это либо продажа бизнеса, либо попытки примкнуть к тем или иным партнерствам или интернет–проектам. Обе альтернативы имеют свои сложности и проблемные стороны, и, конечно, восприниматься как панацея они не могут.
Будущий год будет очень тяжелым. Во–первых, здесь в полный рост развернутся проблемы падения доходов населения и сопутствующих тенденций экономного потребления (даже когда речь идет о самом необходимом). Во–вторых, по полной будет отыграно падение доходности за счет отмены льготного налогового режима. В–третьих, усилится давление со стороны крупных сетей, которые имеют возможность, помимо фронт–маржи, зарабатывать и бэк–маржу. Продолжается и развитие аптечного проекта "Магнита", который серьезно меняет региональную картину конкурентного окружения.
Добавляет проблем и перетекание части покупателей в онлайн. Особенно это касается БАД, в т.ч. заменителей безрецептурных лекарств, а также косметической продукции. Все это приводит к сокращению доходности аптечных организаций.
К сожалению, ландшафт аптечного сектора в 2021 г. довольно сильно поменяется. Для среднестатистической аптеки возможностей повлиять на эти процессы фактически нет, кроме уже упомянутой — примкнуть к ассоциациям или интернет–проектам.