05.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
05.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Нужно стимулировать работу аптек в отдаленных районах

Принципиально новых рисков в фармотрасли сегодня не наблюдается: все основные проблемы связаны с логистикой, а также с отдельными особенностями регулирования в части цен на ЖНВЛП. Обстановка на национальном фармрынке в целом стабильная: большинство ключевых вопросов логистического характера были решены в прошлом году.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Да, отдельные сбои случаются, но сейчас они не воспринимаются так остро, как год назад — в отсутствие ажиотажного спроса ситуация сравнительно быстро приходит в норму.

Конечно, фармпредприятия продолжают ревизию своих портфелей, особенно иностранные производители. Наименования, которые не обеспечивают необходимый уровень рентабельности, выводят из обращения. И такая работа еще будет продолжаться: отдельные корректировки ассортимента вполне возможны как до конца текущего года, так и на более отдалённую перспективу.

Но сейчас есть объективная проблема в отношении другого фактора — спроса на лекарственные препараты (напомню, что спрос — это не сама по себе потребность, а потребность платежеспособная). Доходы населения не растут и это ограничивает возможность приобретения тех или иных препаратов, а также стимулирует тенденции экономного потребления. Однако в целом ситуация опять же сравнительно благоприятна: результаты первого квартала нынешнего года в розничном сегменте в каком-то смысле даже можно назвать оптимистичными. Падение относительно того же периода года прошедшего зафиксировано на уровне 6,3% в денежном выражении. В принципе могло быть намного хуже, особенно учитывая, что в марте 2023-го наблюдалась острая фаза ажиотажа — то есть период сравнения был сильно завышен.

Что можно сделать для улучшения условий функционирования фармотрасли?

В первую очередь, нужно целенаправленное развитие ассортимента отечественных предприятий. Причем тут важно хотя бы попытаться систематизировать этот процесс, в т.ч. при участии специалистов Минздрава. Т.е. должно быть некое подобие госзаказа, исходя из текущих потребностей системы здравоохранения и рисков возникновения дефектуры по отдельным наименованиям лекарств. Отдельного внимания требует также работа по упорядочению механизма индексации цен для списка ЖНВЛП. Ведь сегодняшняя процедура очень затянута и сложна — в итоге производители месяцами не могут перерегистрировать цену. Это зачастую становится причиной дефектуры и даже полного прекращения выпуска отдельных препаратов.

Если же говорить о доступности фармпомощи не только в плане наличия лекарств, но и в географическом аспекте, важно в том числе эффективно развивать онлайн-сегмент. Хотел бы обратить внимание на три его возможности:

  • во-первых, те же агрегаторы и поисковые сайты — полезный справочный ресурс, который помогает увидеть нужный препарат и "забронировать" его в аптеке с комфортным для пациента расположением, рабочим графиком и т.д.;
  • во-вторых, в "лекарственном поисковике" легко ориентироваться в разнообразии цен на лекарства, а данный фактор всегда очень значим. И онлайн, некоторым образом "стирающий" географические разграничения, делает менее привлекательным формат завышения цен;
  • в-третьих (но эта возможность пока потенциальная) — собственно вопрос доставки лекарств на дом. Это архиважно для отдельных категорий ограниченных в передвижениях людей (таких как будущие, молодые и многодетные матери, пациенты старшего возраста или просто заболевший человек, которому некого попросить сходить в аптеку и т.д.) и для жителей отдаленных или малонаселенных районов страны.

На таких территориях аптечных учреждений либо физически мало, либо их ассортимент не покрывает потребности. Подобных примеров, увы, довольно много.

Чтобы улучшить географическую доступность фармпомощи, необходимо нормальное развитие онлайн–отпуска лекарственных препаратов (например, на базе действующих маркетплейсов). Одновременно с этим нужна оценка целесообразности развития аптечной сети в ряде районов, провести подобный анализ очень несложно, исходя из экономических и демографических параметров конкретных населенных пунктов. В них можно формировать специальные условия, стимулирующие открытие аптечных организаций. Например, предоставлять помещения при льготной арендной ставке или установить целевые субсидии для аптек в селах и городских поселениях и т.д.

Есть еще система ФАПов, которые тоже в какой-то степени могут обеспечивать лекарствами определенные районы, но, насколько я могу судить, значительная часть проблем в данном сегменте сохраняется, в т.ч. кадровый вопрос, да и полноценный аптечный ассортимент ФАП обеспечить не может в силу ряда технических причин.

Системный подход к доступности фармпомощи очень важен, и главное, чтобы он не стал системным только по форме. К сожалению, все сегодняшние разговоры о воссоздании ГАпУ — не более чем попытки "упаковать" некоторые "точечные" реформы в красивые общие понятия. Восстановление этой системы сейчас невозможно в "техническом" аспекте, хотя отдельные ее элементы внедрять нужно: не вижу причин того, чтобы необходимые корректировки нельзя было делать уже сейчас, в рамках текущего порядка управления. Да, системе лекобеспечения в розничном звене не хватает некоторого единства подходов и единоначалия. Но эти задачи не решаются "автоматически", даже если возродить в том или ином виде какую–либо регулирующую организацию.