Нужно вкладывать в субстанции и оригинальные препараты
Тиунов Константин
Директор департамента по коммерческим вопросам аптечных сетей "Юнифарма" и "Росаптека"
Благодаря слаженной работе центрального офиса, в частности, отдела закупок по взаимодействию с дистрибуторами, мы не испытывали проблем с дефектурой даже специфических наименований, спрос на которые вырос из–за пандемии. Роста цен выше рынка у нас не было, наоборот, на ряд препаратов, где было возможно, наценка была снижена.
Сотрудничество с производителями в минувшем году стало еще более активным. Мы придерживаемся той позиции, что не нужно делать завышенные планы и затариваться теми или иными продуктами сверх оборачиваемости, и не выдвигаем нашим партнерам трудновыполнимых обязательств. Наверное, благодаря этому фармацевтические предприятия в 2020–м чаще выбирали нас — даже по сравнению с более крупными аптечными сетями, которые традиционно считаются более привлекательными для компании-производителя. По отношению к году 2019-му прогресс подтвердили и отраслевые рейтинги.
Как подходим к организации работы с дженериками?
Мы выбираем те наименования, которые наиболее востребованы у покупателей–пациентов. Обращаем внимание на препараты с долгой историей нахождения в обращении — ведь они проверены временем. Также необходимы безупречные и подтвержденные данные об эффективности, безопасности и терапевтической эквивалентности. Количество дженериков, соответствующих тому или иному МНН, мы не ограничиваем, но в то же время не расширяем чрезмерно. Главные ориентиры здесь — назначения докторов и вопросы покупателей–пациентов.
Доля отечественных лекарств в последние два года растет. В наших аптеках она соответствует средним значениям по аптечному сегменту.
Считаю, что инвестиции в развитие отечественной фармотрасли необходимо продолжать. Но, в первую очередь, вкладывать в развитие субстанций и оригинальных инновационных лекарственных препаратов, а не дженериков.
Направление аналогов развито хорошо, но фармпромышленность важно восстанавливать и в ее научно-исследовательском аспекте.
В контексте развития фармотрасли действия государства всегда хорошо обдуманы и обоснованы. Мне кажется, что значительного влияния на аптечный сегмент они не окажут.
Что касается рисков дефектуры, то здесь аптекам важно повышать свою операционную эффективность — как самостоятельно, так и в сотрудничестве с маркетинговыми ассоциациями и дистрибуторами.