Главная // Тема

Обновление должно быть системным

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание, на то, что слишком часто мы стали увлекаться терминологией, стараться сразу же: надо — не надо, приспособить ее к своей отрасли после того как на эту тему заговорят государственные мужи. Вот и сейчас, после главного хита года — «инноваций», идет модернизация… А чем она отличается, по сути, от того, что ранее мы называли реформированием, перестройкой? Хотелось бы, чтобы увлечение фразеологией не заслонило суть проблемы и вместе с «водой не выплеснули бы и ребенка».

Целоусов Дмитрий Геннадьевич
Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»

Вот такое небольшое «лирическое отступление» на тему, а если по существу, то совершенствовать (модернизировать) аптечную деятельность, конечно же, надо, и работа эта многогранна. Она относится и к самим аптекам (как объектам); и к их взаимоотношениям с другими сегментами фармрынка: поставщиками и производителями, а также покупателями; к выстраиванию конструктивного диалога с госструктурами (регуляторами отрасли); развитию фармотрасли в рамках единой системы здравоохранения.

Тот, кто всерьез думает о развитии своего бизнеса и планирует остаться на фармрынке надолго, многое делает в рамках аптечного предприятия самостоятельно, анализируя основные бизнес-процессы, изыскивая резервы для сокращения издержек. Учитывая, что отрасль (особенно в последнее время) жестко регулируется государством, немаловажной является необходимость участия в выработке общих правил игры, в изучении разрабатываемых нормативных документов (теперь они регулярно появляются в виде проектов на сайте Минздравсоцразвития РФ) и оперативном реагировании на них.

Однако, уже и этого недостаточно. Появление огромного количества новых нормативных актов, вносящих определенную упорядоченность, пока все-таки больше похоже на перелицовку прежних правил. Это пройденный этап. Хотелось бы, чтобы государство приступило к созданию принципиально новой концепции фармдеятельности в целом (а не только фармпрома), которая стала бы составной частью модернизации единой системы здравоохранения.

Здесь напрашивается сравнительный образ, связанный со строительством дома. Первоначально должен быть создан прочный фундамент, базис – и это функция государства (при активном участии профессиональных организаций), а только потом уже осуществляется возведение стен субъектами рынка, но под контролем государства.

Обновление должно быть, прежде всего, системным. На основе анализа общих тенденций развития фармацевтической сферы и смежных отраслей, учитывая внешнее окружение,  постараться четко определиться с позиционированием своей аптеки и  выстроить приоритеты развития. Сейчас устанавливаются новые правила игры. Государство по-прежнему будет оставаться активным регулятором отрасли с учетом ее социальной значимости. Это и ценообразование с установлением оптимальных торговых надбавок, рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных препаратов, утверждение разного рода регулируемых списков (ЖНВЛП, Минимальный ассортимент и др.), и реклама аптечной продукции, и регулирование взаимоотношений производителей с медицинскими и фармацевтическими работниками, и переход на систему обязательного медицинского страхования и т.д.  Государство же запланировало вливание больших финансовых средств на  реформирование системы медицинского обслуживания, создание стандартов лечения. Особое внимание будет уделено информатизации здравоохранения, внедрению современных информационных технологий, созданию единого ресурса – реестра медицинских и фармацевтических учреждений, и реестра специалистов, который будет открыт для каждого желающего.

Численность аптечных предприятий (особенно в городах) не уменьшается, а в следующем году, вероятно, и  увеличится за счет ФАПов (о чем сейчас уже рапортуют многие регионы). Это значит, конкуренция продолжает усиливаться.

Но, главное, меняется потребитель. Он становится более информированным, предпочитает предварительно воспользоваться информационными ресурсами, чтобы получить более полную информацию о предлагаемой продукции и услугах, об их  стоимости у разных предприятий.

Аптеке надо приложить немало усилий, чтобы потребитель пришел именно к ней но, главное, оставался ее постоянным покупателем. Можно, конечно, проводить бесконечные тренинги по продажам, но главное, все-таки – профессиональные знания и умение проявить человеческое соучастие, чтобы заслужить доверие покупателей.

Пополнение знаний – это непрерывный процесс. Подтверждением тому является постоянно востребованный интерес аптечных организаций к образовательным мероприятиям, организуемым Ассоциацией «СоюзФарма»: региональные научно-практические конференции, круглые столы, тематические конференции и семинары. Но в этом направлении предстоит большая работа по взаимодействию с профильными вузами: по совершенствованию программ обучения будущих специалистов, исходя из практических нужд, возрождению системы целевой подготовки студентов, по корректировке программ повышения квалификации специалистов, использованию форм дистанционного обучения и т.д.

Вот такое общее видение обновления аптечной деятельности со стороны нашей ассоциации. Хотелось бы дополнить его мнением руководителей аптек Москвы: Е.В. Гавриловой (аптека «Венера») и Н.А. Пашкиной (аптека «Воробьевы Горы»). В профессиональном образовании следует обратить внимание на подготовку фармакологов-клиницистов (провизоров). Они должны быть обучены работе в торговом зале, но не как консультанты-продавцы, а как консультанты-фармакологи.

Несмотря на наличие ОСТа № 80, в котором указывается обязательный набор аптечных помещений, не все виды аптечных организаций ему следуют, что может отрицательно сказываться на качестве лекарственных средств. Это свидетельствует также о недостаточном контроле со стороны надзорных органов. Аптечные пункты обязательно должны быть отделами (филиалами) аптек.

Нет единой программы учетной базы движения медикаментов (программы, аналогичной «Бухгалтерия 1С»), нормативно-правовой базы по лекарственным средствам, которая бы отражала в одном месте все нормативные документы, выпущенные Министерством  здравоохранения и социального развития РФ, Роздравнадзором, Роспотребнадзором (действующие документы, изменения, приказы по изъятию ЛС из обращения и т.д.) в режиме on- line.

Обязательным элементом при продаже лекарственных средств должно стать сканирование проданного товара.

От лица членов ААУ «СоюзФарма» в целом, хотелось бы обратить внимание на необходимость создания единого понятийного аппарата, разработку норм, стандартов, не вызывающих разные толкования со стороны исполнителей и проверяющих инстанций.

Если задаться вопросом «зависит ли степень модернизации от того, какой организацией считать аптеку – торговым предприятием, учреждением здравоохранения или объединяющей оба эти понятия», то, как считают наши упомянутые выше эксперты, – зависит, и на 70% модернизация должна коснуться аптек как организаций здравоохранения. Здесь ключевое направление – фундаментальные нормы, стандарты фармдеятельности, устанавливаемые государством, и их строгое соблюдение. А 30% следует посвятить развитию аптек как торговых предприятий.

Со своей стороны хотелось бы заметить, что мы за изменение приоритетов коммерческих на социальные, за повышение значимости аптек как учреждений здравоохранения, за повышение роли и имиджа фармацевтических работников в системе здравоохранения и в обществе в целом.

Мы считаем, что модернизироваться аптечная деятельность должна силами всех субъектов, участвующих в процессе лекарственного обеспечения. Прежде всего – государства как регулятора, который задаст вектор движения вперед и сформирует нормативную базу (при активном участии фармсообщества). Это позволит и аптекам органично включиться в единую общую систему со своими индивидуальными особенностями.

Гончарова Анна
Cпецмероприятия
X