Оценивать лекарства нужно не по "прописке", а по качеству
Глушков Иван Анатольевич
Заместитель генерального директора холдинга STADA CIS
— Чтобы страна получила новые рабочие места и, соответственно, новые налоги, необходимо, чтобы Минпромторг довел до логического завершения обсуждение системы преференций для национальной фармпромышленности. Обсуждение это идет уже два года, и подведение итогов уже не один раз откладывали. Все мы понимаем, что согласование – вещь тяжелая, но у фармацевтических компаний тоже существуют свои циклы принятия решений. И пока государственный регулятор не определится с выбором, немногие из производителей ЛС будут "играть на опережение". Слишком велик риск.
Перейдем ко второму. Для производства эффективных и доступных по цене препаратов необходим, как ни банально, контроль качества. Нужно признать, что отечественный фармпром сегодня конкурирует вовсе не с "Большой фармой", а с некачественными препаратами из Юго–Восточной Азии. "Отсечь" эти лекарства, удалить их с нашего рынка без жесткого контроля качества невозможно. Только борьба за качество приведет к тому, что национальный производитель станет действительно конкурентным.
Еще один ключевой вопрос — организация доступа на рынок ЛС. Отсутствие четкого спроса со стороны федерального Минздрава и региональных органов власти не позволяет фармкомпаниям вести долгосрочное планирование.
Для пациентов локальное производство препаратов было бы очень интересно: рост цен на отечественные лекарства будет не столь быстрым, как на зарубежные медикаменты. А пациент всегда заинтересован в ценовой доступности, даже если не заявляет об этом открыто. Но чтобы сделать российские ЛС действительно эффективными и безопасными для пациента, необходимо очистить Государственный реестр лекарственных средств от препаратов с недоказанной эффективностью и сомнительным качеством. Когда на полке в аптеке стоят два отечественных лекарства, и одно из них качественное, а другое — нет, производителю достойного ЛС очень тяжело доказать, что он "не верблюд" и не выпустил очередную "пустышку". Большинство посетителей аптеки смогут сказать: «А, я уже когда–то покупал "наш" препарат, он оказался плохим".
Сегодня даже включение лекарств в перечень ЖНВЛП не всегда зависит от их эффективности и безопасности. Достаточно посмотреть трансляцию того, как составляли этот список на 2015 г.: баллы по эффективности и безопасности, которые набирали препараты, часто не принимали в расчет. Иногда оценивали только страну, где был произведен лекарственный препарат. Конечно, увеличение доли российских ЛС в этом перечне входит в число задач программы импортозамещения, но… Одобряя препараты по их "прописке", Минздрав формирует негативное отношение к национальному фармпрому. Как у врачей, так и у пациентов. И добивается того, что у них возникает отторжение ко всему отечественному.
И российские, и зарубежные производители сегодня имеют одинаковые проблемы в своей работе. Они находятся в одном и том же правовом поле, а регулятор в равной степени взаимодействует и с теми, и с другими. Но когда идет речь о принятии решений, отечественные производители решают все сразу и "на месте". А производители иностранные должны обращаться в свои штаб–квартиры. Локальный офис международной компании, знакомый со страной и ее спецификой, часто ограничен в принятии решений. Однако он обязан проанализировать ситуацию, сделать долгосрочные прогнозы и подробно объяснить руководству компании (не всегда знакомому с нашими реалиями), почему в России так происходит, и к чему ведут сложившиеся обстоятельства.
Иногда объяснить — самая сложная задача.
Национальный же производитель хорошо понимает свою страну и потому принимает решения своевременно. В отличие от иностранца, у него не возникает необходимости кому–то объяснять, почему на нашей территории слова не всегда совпадают с делом.