Очень важен доступ к фармацевтическому образованию
Мовсесян Анна
Руководитель аптечной сети "Мама и Малыш" (г. Геленджик, Краснодарский край)
Еще в прошлом году нас пугала маркировка — не только с точки зрения отмены ЕНВД, но и как новый и сложный процесс, в котором возможно значительное число сбоев и ошибок. К счастью, на сегодняшний день мы смогли приобрести достаточный опыт взаимодействия с маркировкой и наработать обратную связь.
Еще одна из больших проблем для малых аптечных сетей — а также для аптечных организаций в удаленных от центра регионах — это кадровый дефицит. С каждым годом мы все больше и больше наблюдаем рост сетевых федеральных аптек и миграцию сотрудников. "Южной Ривьере" России характерна сезонность: в пиковый сезон (то есть летом) люди готовы работать, а в зимний период — уезжают в большие города, где в это время начинается сезон ОРВИ и гриппа, обострения хронических заболеваний.
Возможно, кадровую проблему можно было бы снизить, если бы в ВУЗах разрешили дистанционное обучение фармацевтическим специальностям на базе среднего медицинского образования. Очень много специалистов хотели бы получить дополнительно и фармацевтическое образование. Однако в силу трудной доступности учебных заведений, когда на учебу необходимо ехать в другой город или даже область, они не решаются на столь серьезные перемены. А ведь люди очень мотивированы — и действительно хотят заниматься фармацией. Но даже на приемку товаров для красоты аптечная организация не может взять на работу человека без квалификации фармацевта или провизора.
Тревожит и уровень подготовки специалистов в фармацевтических колледжах. Сегодня он, к сожалению, не всегда достаточен. Во многих случаях стоит сделать более интенсивным взаимодействие учебных заведений с аптечными организациями — такой обмен опытом очень поможет среднему фармацевтическому образованию и даст студентам больше возможностей для практики.
В заключение хотелось бы рассказать о сегодняшних проблемах фармацевтического консультирования (в нынешней обстановке они также тесно связаны с кадровым вопросом). Наши специалисты ведут консультации постоянно, как по телефону, так и лично. Многие покупатели за это очень благодарны и регулярно обращаются в наши аптеки. Но бывает и так, что, как только фармацевт все расскажет, подберет нужные препараты, посетитель запишет их на бумажке, посмотрит в интернете, где дешевле — и пойдет покупать лекарства в другую аптеку. Или интернет-магазин. Такие случаи, увы, не редкость.
Получается, что аптеки, в которых работают профессионалы, бережно и вдумчиво относящиеся и к клиенту, и к процессу фармацевтической помощи, для населения менее важны, чем ценник лекарственного препарата. Конечно же, экономическая ситуация сложна, но подобный подход со стороны посетителей только усугубляет ее. И делает аптечную конкуренцию еще более неравной — ведь единственными преимуществами в такой ситуации становятся эффект масштаба и ценовой формат аптечной сети.