Основным фактором передела рынка станет кредитование
Тадевосян Гарик
Председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга
При этом если основная задача небольших сетей – удержать текущие позиции и оптимизировать бизнес-процессы, то крупные сети могут воспользоваться сложившейся ситуацией для расширения своего бизнеса — открытия новых аптек или поглощения небольших аптечных организаций.
Основные сложности, с которыми в ближайшее время будут сталкиваться аптечные сети — это:
- снижение спроса на препараты в целом и на определенные категории ЛС в особенности;
- сложности с кредитованием;
- более жесткие условия взаимоотношений с дистрибуторами.
Сложная экономическая ситуация и рост цен также отразились на аптечном рынке. В среднем, на данный момент рост цен на лекарственные препараты составляет около 30–35%, что значительно опережает темпы инфляции и увеличение заработной платы.
С учетом роста цен прирост оборота лекарств в январе в денежном выражении в среднем составил около 10–15%, при этом существенно упав в натуральном исчислении.
Скорее всего, можно прогнозировать рост коммерческого рынка в течение этого года на 20% в руб. и падение на 5% — в упаковках.
Опыт 2008–2009 гг. показал, что в условиях кризиса значительно снижается спрос на нежизненно важные категории лекарственных препаратов: витамины, тоники, пробиотики и др. В то же время объемы продаж рецептурных ЛС меняются незначительно.
Подобная тенденция наблюдается и сейчас. Перейдет ли это в тренд, станет понятно через месяц–другой.
Сейчас внутри различных категорий ЛС заметен определенный сдвиг в сторону более доступных по цене препаратов.
Одним из важных источников развития аптек является товарный кредит. С ноября прошлого года наблюдается тенденция к уменьшению его сроков.
Постоянно растущий курс евро и доллара США привел к тому, что большинство производителей стремятся получить оплату за свою продукцию как можно скорее. Это, в свою очередь, привело к снижению сроков предоставляемого дистрибуторами товарного кредита (отсрочки платежей). Если ранее можно было надеяться на отсрочку в 120–150 дней, то сейчас этот период уменьшился до 60 или даже до 45 дней.
В долгосрочной перспективе это может привести к пересмотру ассортиментной матрицы: фармацевтическая розница будет покупать наиболее оборачиваемые продукты. Особенно это актуально для единичных аптек и мелких сетей.
В результате кризиса и его первых последствий у аптечных сетей уменьшились оборотные средства. Пока это никак не сказалось на ассортиментной политике аптечных сетей. Но в долгосрочной перспективе это может привести к пересмотру ассортиментной матрицы, и выводу позиций с низкой оборачиваемостью – если, конечно же, они не будут компенсированы маркетинговыми бюджетами производителей.
Стоит уделить внимание и банковскому кредитованию. Не секрет, что краткосрочное кредитование используется многими аптечными сетями, особенно небольшими, для решения текущих вопросов, связанных с арендой, выплатой зарплат, ремонтом помещений и сезонными колебаниями продаж.
Значительный рост процентной ставки по кредитам может серьезно осложнить возможности развития для маленьких аптечных сетей — не каждая компания может позволить себе взять кредит под 25–30% годовых.
В ближайшие 2 года возможность получения долгосрочных кредитов будет основным фактором передела аптечного рынка России. Такие займы все еще останутся возможными для крупных аптечных сетей, и я уверен, что они воспользуются своим преимуществом по максимуму, стремясь приобрести как можно больше небольших аптек или создавать новые аптечные точки самостоятельно. Если на финансовом рынке России ничего не изменится, можно ожидать существенное увеличение доли аптечных сетей в целом, причем именно за счет ведущих аптечных сетей.
В течение этого года будет сохраняться тенденция к росту числа аптек в сетях, позиционирующих себя как дискаунтеры — аптеки низких цен.
На аптеки подобного типа будут делать акцент и лидеры рынка аптечных сетей: "Ригла" — "Будь здоров", "А5" – "Норма", "A.v.e Group" — "Горздрав", "Неофарм" — "Столички".
Широко известно, что в китайском языке слово "кризис" состоит из двух иероглифов, означающих "возможность" и "опасность". И как именно скажется текущая ситуация на деятельности аптечных сетей, зависит от самих сетей.