23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Ожидаем оформление решений законодательно

Предложения по организации дистанционной торговли лекарственными препаратами были давно подготовлены, "Аптечная гильдия" участвовала в их разработке.

Неволина Елена Викторовна
Исполнительный директор НП "Аптечная гильдия", к.фарм.н.

Отрадно, что мнение всех надзорных и контрольных ведомств совпало с мнением профессионального большинства. Все–таки было признано, что, во-первых, дистанционная торговля лекарственными препаратами — это фармацевтическая деятельность, розничная торговля ЛС, соответственно, доставку могут осуществлять только аптечные организации. Во-вторых, обязательно должен быть либо надзор провизора, либо доставка ЛС до потребителя непосредственно фармацевтическим работником, который сможет проверить рецепт. Возможно, даже некоторые аптеки будут предлагать ее на возмездной основе (и услуга будет дорогостоящей), как это делается во всем мире, там, где аптекам разрешена доставка ЛС, это платная функция. В Великобритании, даже если вы заказываете препарат по системе лекарственного страхования, лекарство будет бесплатным, а доставят вам его за деньги. В пересчете на наши деньги стоимость такой услуги составляет примерно 300 руб.

Категории потребителей здесь определять не нужно, услуга должна быть доступна всем. Если потребитель хочет получить услугу, он должен иметь на это право без каких-либо ограничений. Аптека же должна иметь принадлежащий ей сайт. Сайты, предлагающие незарегистрированные лекарства, мы предлагали закрывать. Дело в том, что сайт принадлежит одному лицу, предложение идет от другого, а складом распоряжается третий. Кроме того, все они могут находиться в разных территориальных образованиях, что затрудняет работу следственных органов и не дает возможности вообще принять решение о закрытии сайта.

Вопрос о том, кто будет контрольным органом, имеющим право на досудебное закрытие сайтов, предлагающих к продаже лекарственные препараты, сейчас рассматривается. Но в любом случае это должен быть орган, осуществляющий надзор за обращением лекарственных средств. Скорее всего, таким органом станет Росздравнадзор. Другого претендента сложно найти, потому что Роскомнадзору должен будет кто-то давать рекомендации по закрытию сайтов. Оценить объективность сайтов может тот орган, который занимается контролем.

Поправки, дающие право аптекам легально вести продажу лекарственных препаратов через Интернет, как заверили "Аптечную гильдию" в Государственной Думе РФ, будут приняты этой осенью. Поправки будут внесены в Федеральный закон "Об информации", а также в постановление Правительства РФ о дистанционной торговле и, главное, в подзаконные акты, устанавливающие правила доставки, которые должны быть утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ.

Что касается предложения наказывать аптеки за продажу наркосодержащих лекарственных препаратов, здесь есть некоторое передергивание. У нас есть наркотические обезболивающие препараты, которые стоят на строгом учете и которые выписываются по специальным рецептам. Понятно, что их в аптеках никто без рецепта не продает, потому что учет таких препаратов строго налажен от производителя до потребителя. Сегодня даже существует прикрепление лечебной организации к определенной аптеке. Больной еще до выписки рецепта прикреплен к аптеке и может получить препарат только там. Что касается группы лекарственных препаратов, которые содержат наркотические вещества, у нас это регулируется Перечнем препаратов, подлежащих предметно-количественному учету (приказ №183н Минздрава России), правила и порядок обращения таких препаратов изложены в ряде документов. Здесь есть завершенная система контроля: учет ведется на всех этапах обращения ЛС.

Например, препарат "Лирика" не стоит на предметно–количественном учете. Как только будет принято решение о включении его в этот перечень, препаратом свободно торговать перестанут. В Минздраве создана комиссия по включению препаратов в перечень. Но должна быть соблюдена определенная процедура. Приказ в отношении "Лирики" и "Тропикамида" уже размещен на сайте www.regulation.ru Теперь документ должен пройти согласование с ФСКН, затем — регистрацию в Минюсте России. Но в этот период препаратом продолжат свободно торговать. Постановка на предметно–количественный учет кодеиносодержащих препаратов была продиктована именно тем, что аптеки отпускали такие препараты, не задумываясь, в чьи руки они попадают. Такие препараты наносят больше вреда при немедицинском применении, чем пользы при медицинском. Как только этот вопрос будет решен, уже никого не надо будет лишать лицензии, потому что аптеки знают, что такое предметно–количественный учет. Так что ждем приказа, который внесет дополнение в приказ №183 и расширит перечень ЛС, подлежащих предметно–количественному учету, которые сегодня применяются в немедицинских целях.

Сегодня аптеки уже наказывают за превышение цен на ЖНВЛП, и это закреплено законодательно. Это отражено в положении о лицензировании фармацевтической деятельности, нарушение входит в разряд грубых. Наказание производится в соответствии с КоАП. Наши парламентарии, по всей видимости, хотят добавить норму, чтобы было не только приостановление, но и лишение лицензии при повторном нарушении аптекой дисциплины цен на Перечень ЖНВЛП. Но, на мой взгляд, не всегда эти нарушения делаются в корыстных целях. Сама методика ценообразования очень сложна, а я всегда задаюсь вопросом, когда смотрю на этот перечень, почему мы регистрируем цену по МНН, а не по торговому наименованию, если у нас каждый производитель регистрирует свою собственную цену? Один фармпроизводитель зарегистрировал таблетки 100 мг №10, другой 100 мг №20 и т.д. Но все это будет упаковано в блистеры №10. Врач, зная, что для курса лечения пациенту достаточно №10, выписывает такой вариант, аптека взяла у дистрибутора то, что было, а у того имелся вариант только по №500. Аптека берет эту цену, просто делит на количество таблеток, потом умножает на 10 и прибавляет все существующие наценки. Здесь погрешность в 50 коп. может стать поводом для лишения аптеки лицензии. Если это обнаружили однажды, аптеку оштрафовали (при этом оштрафованным можно считать и потребителя, потому что кроме как из оборотных средств, чтобы оплатить штраф, аптеке негде взять денег). Но при повторном выявлении аптеку могут лишить лицензии. Аптеке тогда проще и дешевле вообще не брать такой препарат. Требования присутствия всех препаратов из Списка ЖНВЛП в аптеке нет. Ассортиментная доступность станет низкой. В итоге пострадает потребитель.

Специализированные
мероприятия