Ожидается снижение рентабельности аптечного бизнеса
Для системы здравоохранения важным событием всего 2009 года стал тот факт, что она устояла перед натиском финансового кризиса. Бюджеты, которые были определены годом ранее, работали. Правда, их платежеспособность оказалась несколько ниже, но, тем не менее, социальная составляющая устояла. Также важно отметить, что сегодня мы заложили фундамент совершенно новой страховой системы здравоохранения.
Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич
Руководитель Департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт»
Введенная налоговая форма увеличит бюджетные поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования к 2011 г. примерно в три раза по отношению к сегодняшнему дню – рынок должен регулировать себя сам. Это значимое событие, которые мы пока еще не почувствовали, но оно произошло! Эта мера поможет решить очень много вопросов: неуправляемости цен на лекарства, доступности медикаментов, отсутствия дефектуры и т.д. Когда бизнес начинает себя регулировать, подобные вопросы сразу разрешаются.
Сейчас очень активно обсуждается тема саморегулируемых организаций. Функции государства во всем цивилизованном мире определены только как законодательные и контролирующие. Но в России государство очень часто является активным игроком во многих процессах, в частности, и в вопросе лекарственного обеспечения. Может быть, сегодня это хорошо, но мировая практика показывает, что рынок должен регулировать себя сам. В настоящий момент отечественный фармацевтический рынок является социально ответственным – у нас много льготников, людей с прожиточным минимумом ниже среднего. Безусловно, государство не может оставить эту аудиторию без защиты. Когда Россия придет к системе страхового лекарственного обеспечения, будут отменены все льготы, возможно, в этой категории останутся только лекарства для лечения очень редких видов заболеваний. Все остальные, я думаю, будут переведены в базовую систему страхового лекарственного возмещения.
Если говорить о фармацевтическом рынке, в 2009 г. он устоял, в целом, за счет того, что основным драйвером его роста были цены. Темп роста средней цены за упаковку был зафиксирован в пределах 22%. Безусловно, это самый высокий рост за новейшую историю фармрынка. В связи с этим регулирующие нормы, которые были разрабатаны и внедрены в прошлом году – тоже знаковое событие. Конечно, весь фармрынок сейчас говорит о постановлении Правительства, принятого в августе прошлого года в отношении ценорегулирования на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛС. В начале 2010 г. уже утвердили и сам новый перечень ЖНВЛС, производители в Росздравнадзоре теперь должны регистрировать цены на производимые ЛС до 1 апреля. Конечно, это коренным образом изменит коньюнктуру рынка.
Среди негативных факторов можно назвать ожидаемое снижение рентабельности – в первую очередь, аптечного бизнеса. Сегодня 65 субъектов РФ регулируют цены на все ЛС и, соответственно, будет еще более жесткое регулирование на препараты перечня ЖНВЛС. Но, возможно, это можно рассматривать как положительный фактор, некий вызов к выживаемости. И выживут те, кто сможет приспособиться, быстро оптимизироваться и начать работать по новым правилам. Но это сложный процесс, который затронет каждого участника производства, оптового и розничного рынка.
В отношении нашей компании могу сказать, что она не почувствовала кризиса, так как старается всегда быть полезной стейкхолдерам фармрынка, системе здравоохранения государства, фармацевтическим и инвестиционным компаниям, финансовым институтам. Мы не потеряли клиентов, а наоборот, приросли ими и запустили ряд новых проектов, связанных с государственными закупками ЛС.
ЦМИ «Фармэксперт» расширил свою аналитическую консалтинговую компетенцию. На фармрынке происходят очень активные процессы слияния и поглощения, и мы начали оказывать услуги фармацевтическим компаниям, которые хотят больше знать о приобретаемых объектах, их маркетинговой позиции, перспективности.
На 2010 года у ЦМИ «Фармэксперт», как всегда, множество планов. Мы удерживаем лидерство на рынке, безусловно, планируем углублять новые направления. В отношении новых проектов могу сказать лишь то, что они есть, но рассматриваются нами крайне осторожно, так как 2010 год для фармацевтического рынка может быть наиболее кризисным. Как я уже отмечал, в настоящий момент уходит из влияния самый мощный драйвер цен, поэтому фармацевтические компании, дистрибьюторы, производители, розничные операторы будут несколько терять свою рентабельность, экономить на определенных издержках, в том числе и на маркетинге. Предполагая такое развитие событий, мы уже сейчас проводим определенные оптимизационные действия внутри компании.
И все равно хочется пожелать всем участникам фармацевтического рынка оптимизма! Не все так плохо, как прогнозируют аналитики. Мы привыкли видеть негативную сторону, как говорится: «Предупрежден, значит вооружен!». Обычно то, что выполняется на практике, несколько оптимистичнее прогнозов. В принципе, так и должно быть. Конечно, проблем может возникнуть много, главное их предугадать и на каком-то этапе попытаться обойти. Благодаря прогнозам, уже сегодня есть реальная возможность попытаться сделать так, чтобы конец 2010 г. был более радостным, интересным с точки зрения инвестиционной привлекательности и эффективности системы здравоохранения!