Пациент – главный источник информации о побочных эффектах. Если он не будет рассказывать о своем самочувствии – не сможет функционировать даже самая совершенная система фармаконадзора. В ситуации, когда самолечение – едва ли не самый популярный метод борьбы с болезнями, а лекарства приобретают по совету родственников или знакомых, мнение пациента представляет особый интерес. Именно он, покупатель, формирует спрос в аптеках. Именно он решает, как лечиться ему и его близким. Нередко ответственность за побочные эффекты лекарств несет тоже пациент, т.к. не считает нужным обращаться к врачу. Почему? Причины разные, но в основе их – недоверие…
Чтобы выяснить роль российских пациентов (а заодно и российских врачей) в системе фармаконадзора, корреспондент «МА» опросил 55 человек в возрасте от 17 до 40 лет. Вопросы были следующие: сталкивался ли человек с побочными эффектами? Консультировался ли с врачом по их поводу? Как поступал врач? Приходит ли наш собеседник за советом в аптеку? Читает ли инструкцию по применению препаратов?
(В некоторых случаях собеседники отвечали не на все вопросы, когда не могли вспомнить или не сталкивались с такой ситуацией.)
26 человек на вопрос о побочных эффектах ответили отрицательно. Подавляющее большинство из них (17 чел.) заявили, что просто не сталкивались с такими эффектами. Два человека сообщили, что не принимают лекарства вообще, семь – что принимают медикаменты крайне редко. Что это – действительно хорошее здоровье или просто недоверие к медицине? Возможны несколько вариантов. Кто-то из пациентов, особенно самых молодых, действительно здоров. Кто-то считает себя таковым, и обследоваться не собирается. Кто-то не в состоянии определить побочные эффекты и не связывает их с приемом лекарства. А кто-то просто не доверяет врачам. Или препаратам. Ведь даже среди тех, кто связал жизнь с фармпроизводством, встречается мнение: таблетки лучше не пить. Организм должен бороться и развивать собственные защитные силы.
На вопрос, сообщают ли они врачу о побочных эффектах, 8 наших собеседников сразу же отвечают, что к докторам не ходят или посещают тех очень редко. Студент-третьекурсник радуется: «Сейчас к терапевту нужно записываться за неделю, поэтому в случае чего я бы посмотрел в Интернете, что делать, да и вообще, я больше не хожу в поликлинику».
Пятикурсник с другого факультета уточняет: «Я не хожу к врачам, ибо это наша студенческая поликлиника». Оба молодых человека говорят об одном и том же ЛПУ. Выбора у студентов зачастую нет, особенно у тех, кто живет в общежитии.
Девушка (24 года) на врачей даже не надеется: «Обычно ни к кому не обращаюсь, а занимаюсь самолечением. Пока у нас в стране дождешься врача – уже выздоровеешь. В крайних случаях вызываю скорую».
Женщина (28 лет) соглашается с ней: «Я редко обращаюсь к врачам, обычно лечу себя сама, потому что слишком часто сталкивалась с непрофессионализмом и наплевательством». Редко посещают врачей и респонденты, чьи родственники или знакомые – врачи или фармацевты, и это вполне объяснимо. Но если уж попадают в поликлинику, стараются следовать рекомендациям лечащего врача.
23 наших собеседника о побочных эффектах, если таковые появятся, обещали врачу сообщить. Еще одиннадцать говорят категорическое «нет». Среди затрудняющихся с ответом некоторые обращаются к доктору «по ситуации».
Мужчина (26 лет) предположил, что «врачу сообщил бы в зависимости от ситуации. Если бы срочно нужно было вылечиться, то сообщил бы, а если препарат рекомендован, но не обязателен для употребления, то, думаю, не стал бы сообщать врачу».
Молодой человек (21 год) считает необходимым сообщать лишь о сильных побочных действиях: «Все зависит от степени выраженности побочных эффектов, но, скорее всего, приостановлю прием и врача в известность поставлю. Если же побочные эффекты незначительны, буду продолжать принимать лекарство».
Женщина (26 лет) старается не нагружать врача «лишней» информацией, но только при первом назначении ЛС, вызвавшего нежелательные реакции: «В известность врача не ставлю, только если при повторном назначении препарата, который мне по тем или иным причинам не понравился или был дискомфортен, прошу заменить его аналогом».
Среди тех, кто не сообщает доктору о побочных эффектах, многие разделяют точку зрения девушки (23 года): «У меня пока, тьфу-тьфу-тьфу, бывали побочные эффекты, указанные в инструкции, и не доставляли больших неудобств». Прочитав инструкцию, респонденты делают вывод, что нежелательные реакции, указанные в ней, не стоят внимания врача. Полагая, что сообщать следует лишь о тех побочных эффектах, которые ранее не были известны.
Есть и другое мнение: жаловаться на побочные эффекты… стыдно. Например, мужчина (25 лет) уверен: «Обычные побочки знаю. И всегда не реагировал на это. И, уж конечно, ни к кому не обращался насчет них. Недавно стало подниматься давление, что всегда в числе побочных реакций. Но я думал, что это мне не грозит, а только пожилым, так что сейчас буду аккуратнее».
Анализ ответов о том, что делает врач в случае сообщения о побочных эффектах, позволяет выявить и еще одну – наиболее серьезную причину упорного молчания пациентов и желания справиться собственными силами. Из тех, кто в своей жизни сталкивался с нежелательными реакциями, 4 человека сообщили, что врач просто отменяет препарат, 13 – что доктор назначает другое лекарство, 5 заметили, что медики игнорировали их сообщения, что иногда приводило к серьезным последствиям для здоровья. Встречались и «комбинированные» варианты ответов. Одному пациенту врач предложил не прекращать прием и понаблюдать за собственным самочувствием, другому в дополнение к новому лекарству назначил препарат на снятие побочного эффекта от старого. Некоторым предлагали завершить курс, если лечиться осталось уже немного. В ряде случаев препарат нельзя было ни отменить, ни заменить, и больным предлагали перетерпеть возникшее неудобство.
Интересны ответы тех, чьи сообщения врач не воспринимал всерьез. Девушка 24 лет вспоминает студенческие годы: «Да, однажды принимала то, что назначил врач. У одного лекарства имелся побочный эффект. Сказала об этом доктору, но он ответил, что я сумасшедшая».
Мужчина (26 лет) сталкивается с аналогичной, пусть и менее ярко выраженной реакцией врача: «Прекращаю принимать такое лекарство, и всегда ставлю в известность врача. Врач обычно ищет причину в другом. Делает круглые глаза: я ни при чем».
Женщина (39 лет) от безразличного отношения доктора серьезно пострадала: «С анестезией при удалении зуба был такой случай. В анкете указала про аллергию на адреналин. Врачу сказала. Но он, оказывается, не поверил. И вколол обезболивание именно с адреналином. В результате чего вечером мне потребовалась медицинская помощь».
Мужчина (32 года) пытался уговорить врача назначить более приемлемое лечение – или же пытается справляться собственными силами: «Реакция врача чаще всего такая: «Ну надо же, как жаль!» Прошу выписать другое лекарство. Или сам ищу в аптеках аналог без побочных действий». Активную позицию в лечении занимают и девушки 24–25 лет.
«Естественно, жалуюсь врачу, который прописал, и спрашиваю, как быть дальше. Стараюсь сходить на консультацию к другим врачам, чтобы сравнить, кто что говорит по этому поводу», – говорит первая.
«Принимаю так, как сказал врач, наплевав на инструкцию, кроме случаев, если это на грани передозировки. В последнем случае звоню врачу, если его объяснения неубедительны – меняю врача», – принимает решение вторая.
Многие наши собеседники сообщили, что на основании инструкции сами принимают решения о выборе лекарств и отслеживают возможные побочные эффекты перед покупкой препарата. Читая инструкцию, нередко спрашивают мнение фармацевта, но только предварительное. Ощутив на себе побочные эффекты лекарства, в аптеку не обращается никто из опрошенных. Все ответы «да» на вопрос «Консультируетесь ли в аптеке по поводу нежелательных реакций» (их было 13) сопровождаются пояснением: когда покупают препарат, спрашивают мнение фармацевта о побочных эффектах и их выраженности.
Мужчина (25 лет) рассказывает: «У меня был такой случай, когда я купил препарат, и у него в инструкции были ужасные побочные действия. В результате я пошел в аптеку и уточнил, насколько это безопасно. Я все принимал, как надо. Просто ужаснули побочные действия, такие как блокада дыхания и летаргия. Обычно не ставлю врача в известность, обращаюсь в аптеку, чтобы выяснить, почему возникают побочные эффекты».
Некоторые (2 человека) доверяют аптеке выбор лекарства только в несложных, по их мнению, случаях.
Две женщины (22 и 25 лет) в аптеку за консультацией обращаются, «только если нужно выбрать какой-либо «безобидный» препарат, вроде пастилок от кашля или сбора трав для бронхов» (первая) и «довольно часто, но по мелким вопросам, вроде «Порекомендуйте, пожалуйста, витамины на весну» или мазь при ушибах и т.д.» (вторая).
Категорическое «нет» консультациям фармацевта сказал 21 человек. Мужчина (26 лет) уверен: «Всем же известно, чем фармацевт отличается от терапевта», – а его почти ровесница соглашается: «Побочные действия лечит врач, а не фармацевт, поэтому аптеку я не мучаю по этим вопросам».
Есть и респонденты, которые консультируются не у врача и даже не в аптеке, а в... Интернете. Один из опрошенных читает там инструкцию по применению, если не может найти дома упаковку препарата. Другой, студент, ищет в Сети информацию о побочных эффектах и анализирует ее, искренне считая, что Интернет даст информацию лучше, чем любой врач.
Радует, что с инструкцией по применению препаратов знакомится подавляющее большинство опрошенных – 33 человека. Однако наши собеседники не всегда уточняют, читают ли они инструкцию до покупки препарата или уже после, когда принесли лекарства домой и начали принимать. Некоторые признаются, что читают не всю инструкцию, а лишь ее раздел, где указаны побочные эффекты (содержание раздела о противопоказаниях при этом остается неизвестным). Лечится без прочтения инструкций только один респондент – мужчина 25 лет, уверенный, что знает все возможные побочные эффекты лекарств, которые принимает. А девушка 23 лет полагает, что инструкцию необходимо читать лишь тогда, когда препарат новый и неизвестный. Встречаются и ответы «иногда», «чаще всего», «обычно», подразумевающие, что в ряде случаев этот пациент инструкцию читать не будет.
Для сравнения приведем мнение молодого человека 24 лет, в настоящее время обучающегося за рубежом: «Только хочу заметить, что речь о врачах США. При обнаружении побочных эффектов я перестаю принимать препарат. Всегда назначается повторный прием, на котором врач сам спрашивает о ходе лечения. Поэтому ставлю врача в известность в общем порядке. Он рекомендует другой препарат, если еще необходимо. В моих случаях (подходящих было два) мы просто прекращали лечение, т.к. я в итоге справлялся собственным иммунитетом. Я обращаюсь исключительно к врачу, который выписал препарат. А инструкции к лекарствам, выписываемым врачами, здесь не прилагаются. И без выписки от врача приобрести их нельзя».
Складывается интересная ситуация: россиян часто считают склонными избегать решения проблем и делегировать ответственность другим людям. В том числе ответственность за собственное здоровье. Но на практике «спасение утопающих…» В какой-то мере пациенты это понимают, и сами внимательно читают инструкции, стараясь защитить себя от побочных эффектов. Не доверяя врачам, они убеждены: успех лечения зависит от них самих. Что касается участия в системе фармаконадзора и обмена информацией с лечащим доктором, мнения разделяются. Кто-то всегда рассказывает о своем самочувствии, даже будучи уверенным, что врач не примет никаких мер. Кто-то не считает нужным даже обращаться к врачам, не то чтобы сообщать им о побочных эффектах. Лишь одна собеседница (женщина 25 лет) вспомнила о том, что врач может передавать информацию о нежелательных реакциях на препарат его производителю. И заметила: «В любом случае, до изготовителя лекарств мои сведения не доходят…» Пациенты не воспринимают врача как участника фармаконадзора: они верят, что единственная задача доктора – отмена или замена препаратов с последующим лечением побочных эффектов. И сомневаются: захочет ли врач на этот раз отменить небезопасное лекарство, или предпочтет «не заметить» сообщение…