20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Партнерство подразумевает большую открытость

Видимо, российская официальная сторона пока не готова к движению навстречу партнерским инициативам со стороны иностранных фармпроизводителей, считают их представители.

Члены Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) в мае 2009 года заявили о готовности инвестировать суммы от 1 млрд USD до 1 млрд EUR в партнерские программы. Но никто из официальных органов не пригласил Ассоциацию обсудить этот вопрос. «В условиях кризиса и оттока инвестиций, получая уникальное предложение о консолидированных, серьезных и долгосрочных инвестициях, государство пока что не дало нам той обратной связи, которую нам хотелось бы получить. Сейчас мы вынуждены пытаться открывать эти «двери», но если они не будут открываться, инвестиции уйдут: следует понимать, что Россия не является самым привлекательным местом для их размещения. При этом никогда ранее на высшем уровне управления не уделялось такого внимания фармпромышленности. Мы понимаем это и предлагаем свой интеллектуальный, научно-технический, производственный, кадровый потенциал», — говорит Владимир Григорьевич Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей.

МА: Какова позиция членов AIPM по вопросу реализации программы импортозамещения в рамках стратегии развития фарминдустрии до 2020 года?
— Если подходить к импортозамещению с позиции потери иностранными производителями коммерческой выгоды, то мне не очень комфортно ее воспринимать. Эта интерпретация схожа с заявлениями относительно угрозы национальной безопасности. Мы со своей стороны рассматриваем стратегию «Фарма-2020» как концепцию развития фармацевтического производства. Хотел бы обратить внимание на недвусмысленное официальное высказывание и Президента РФ, и Председателя Правительства о том, что магистральный путь развития российской фармпромышленности заключается в партнерстве с мировыми лидерами, каковыми, безусловно, являются если не все, то подавляющее большинство компаний, входящих в нашу ассоциацию. Я как гражданин Российской Федерации и руководитель Ассоциации больше приветствую рассуждения на данную тему именно в свете того, как лучше и эффективнее развивать и создавать конкурентоспособную российскую фармацевтическую промышленность, которая могла бы обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на территории РФ.

Кроме того, полагаю, что ни одна страна мира, даже с самым высоким уровнем развития, не может опираться в вопросе фармпроизводства только на свои силы. Это не имеющий границ процесс, и степень глобализации в развитии мировой фармы весьма высока. Поэтому мне кажется, что акцентирование внимания на импортозамещении исключительно как угрозе коммерческой выгоде и средстве для укрепления национальной безопасности не совсем верно.

Сколько в концепции импортозамещения от партнерства, а сколько — от "импортовытеснения"?
— Если проанализировать все многочисленные версии Стратегии, то в них недвусмысленно прослеживается линия с акцентом на «импортовытеснении». Однако я уверен, что жизнь расставит свои акценты, поскольку без партнерства с мировыми лидерами невозможно в столь короткие, заявленные сроки создать конкурентоспособную отечественную фармпромышленность, соответствующую мировым стандартам производства, подготовки персонала, инспектората. Это же не просто станки и производственные линии, а целая культура, философия – гораздо больше, чем производственные участки.

Привлекали ли органы власти к обсуждениям программы импортозамещения Ассоциацию?
— И да, и нет одновременно. Да, в силу того, что Министерство промышленности и торговли демонстрировало определенную открытость, вывешивая те или иные версии Стратегии на своем сайте и приглашая все заинтересованные стороны высказываться по существу. Кроме того, мы не единожды встречались с представителями Министерства на различных площадках, в том числе и на площадках рабочих органов AIPM.

При этом нельзя сказать, что это было полноценное участие Ассоциации или ее отдельных членов в силу того, что концепция разрабатывалась сугубо органами власти. Наверное, мы еще не достигли того уровня открытости, прозрачности и партнерства, который позволял бы соответствующим официальным органам исполнительной власти РФ привлекать специалистов зарубежных фармкомпаний. Жаль, ведь зарубежные компании имеют богатейший опыт в вопросах разработки и выпуска ЛС, и нам есть, что привнести в российскую фармацевтическую практику производства. Более того, по линии Стратегии развития фарминдустрии несколько месяцев назад от имени Ассоциации мы сделали уникальное и принципиальное заявление: мы заявили о готовности инвестировать в локальное фармпроизводство на территории РФ на начальном этапе суммы от 1 млрд USD до 1 млрд EUR. Я имею в виду инвестирование в рамках различных форм партнерства: строительства заводов «с нуля», создания совместных предприятий, модернизации имеющихся производств, подписания лицензионных соглашений, передачи технологий и проч.

Причем это была не просто политическая декларация, а выверенное и ответственное заявление со стороны фарминдустрии. Уже сегодня мы сделали конкретные шаги в этом направлении.

Что именно было сделано в рамках данного заявления?
— За последние два-три месяца компания Nykomed объявила о начале строительства завода в Ярославской области. Объем инвестиций в производство составляет порядка 75 млн EUR. Компания Sanofi-Aventis объявила о начале процедуры официального оформления сделки по приобретению завода в г. Орле по производству самых современных инсулинов и иной фармпродукции. В начале ноября компания Novo Nordisk заявила о готовности строить свой завод на территории РФ, и в настоящее время выбирается площадка. Некоторые наши члены, например, Gedeon Richter и KRKA, уже имеют производственные мощности в России. STADA де-юре также имеет свое производство в виде производственных участков «Нижфарм».

Мы имеем положительный опыт партнерства с «Петровакс» по передаче технологий. Не секрет также, что компания Roche передала две молекулы на разработку Центру Высоких Технологий «ХимРар», со всеми вытекающими последствиями по коммерциализации научной деятельности: в случае успеха Roche берет на себя обязанности выплачивать «ХимРару» роялти от продаж по всему миру препарата, который, возможно, будет создан на базе переданных молекул.

Сейчас мы выстраиваем партнерские отношения с госкорпораций «Роснанотехнологии», понимающей значимость и наукоемкость фарминдустрии. Что называется, «лед тронулся».

Помимо прочего, мы готовы рассматривать вступление нашей Ассоциации в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), чтобы использовать возможности партнерства с крупным бизнес-сообществом.

При этом мы не мыслим исключительно категориями коммерческой целесообразности сотрудничества. Мы выполняем миссию, которую выполняет международная фарминдустрия по всему миру. Применительно к России – это задача содействия (не на словах, а на деле) совершенствованию системы здравоохранения и лекарственного обеспечения в интересах российских граждан.

Позиция Ассоциации по вопросу сотрудничества с отечественными фармпроизводителями созидательна и проактивна. Какую отдачу от партнерства с российской фармотраслью AIPM ожидает получить в долгосрочной перспективе?
— Нам бы хотелось, чтобы российский фармацевтический рынок с каждым днем и годом приобретал все более цивилизованные черты, развивался в направлении гармонизации с международными стандартами, отличался прозрачностью и предсказуемостью. Это очень важно для притока инвестиций. Любому инвестору необходимо понимать, что будет с рынком и инвестиционным климатом не через год или месяц, а через десять-пятнадцать лет, особенно учитывая, что это не спекулятивные проекты. Инвестиции, которые будут вложены в создание на территории России производственных площадок, безусловно, никогда не будут выведены. Более того, при грамотном построении взаимодействия стороны наверняка будут брать обязательства по последующей модернизации этих производственных площадок.

Кроме того, хотелось бы большей открытости. Нас нередко воспринимают как интервентов, со всеми вытекающими последствиями. Между тем, время от времени в Женеве, в штаб-квартире IFPMA (International Federation of Pharmaceutical Manufacturers&Associations, Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций), членом совета директоров которой я являюсь, проходят заседания с участием первых лиц транснациональных штаб-квартир. Сначала я пребывал в состоянии близком к потрясению. Дело в том, что со всего мира туда прилетают руководители ведущих фармацевтических компания и обсуждают вопросы, стоящие перед международной фармацевтической индустрией. За все время моего участия в заседаниях я ни разу не видел на повестке дня вопросов, связанных с повышением эффективности продаж, освоении рынков сбыта. Обсуждаются вопросы, как помочь нуждающимся странам, как откликнуться на катастрофы, эпидемии и другие проблемы, каким образом совершенствовать взаимодействие между фарминдустрией и врачебным сообществом с точки зрения требований этики. Предлагаются инициативы по раскрытию финансовых взаимоотношений между фармкомпаниями и врачами в рамках клинических исследований, участия в научных симпозиумах и конгрессах. Такие встречи в формате совета директоров проходят каждый полгода, а Генеральная ассамблея – раз в два года.

Для реализации поставленных целей, так или иначе, требуется содействие государства. Какие действия предпринимает Ассоциация для инициирования встречных шагов со стороны властей?
— Мы направляем соответствующие письма в различные инстанции. Сейчас, например, предпринимаем усилия для того, чтобы впервые в рамках Петербургского международного экономического форума была организована панельная дискуссия для обсуждения вопросов, связанных со здравоохранением и лекарственным обеспечением. Мы готовы пригласить для участия в этой дискуссии представителей штаб-квартир наших членов, чтобы они сели за стол переговоров с российскими decision-мейкерами. Это делается для того, чтобы заниматься не риторикой, а практическими вопросами, вписывающимися в контекст концепции «Фарма-2020», а также в контекст основополагающих заявлений о том, что нужно развивать отечественную фармпромышленность в партнерстве с мировыми лидерами. Если этого не произойдет, если у нас не станут вводиться GMP, мы будем консервировать отсталость нашей фармацевтической промышленности, как сказал Владимир Путин еще на июньском совещании по развитию фармпромышленности в Курске. Мы же хотим нести самое передовое, современное и конкурентоспособное. Полагаю, что через некоторое время исчезнут предубеждения против привлечения международных фармпроизводителей к более конструктивному и эффективному участию в разработке и реализации партнерских программ. Проблемы, которые призвана решать «Фарма-2020», лежат не в региональной или национальной, а в транснациональной плоскости, и решать их нужно сообща.

Как вы оцениваете проект нового перечня ЖНВЛС, находящегося сейчас на рассмотрении? Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ, сообщила, в числе прочего, что "в новом перечне доля отечественных лекарств выросла до 67,8%".
— Вопросы, возникающие у нас в связи с разработкой и принятием нового перечня ЖНВЛС, носят более принципиальный характер, чем увеличение доли отечественных препаратов в процентном соотношении. Во-первых, предназначение данного списка не совсем ясно. По логике Всемирной организации здравоохранения Essential drug list (аналог перечня ЖНВЛС) создавался для развивающихся стран как необходимый минимум для организации лекарственного обеспечения в этих странах. И не более того. В российской же официальной документации пока нет ни слова о функционале списка ЖНВЛС.

Следующий момент: трудно прослеживается связь между Перечнем и госзакупками. Будет ли у регионов возможность отдавать при госзакупках предпочтения иным препаратам, не включенным в перечень ЖНВЛС, но доказавшим свою эффективность?

Также хотелось бы знать, какая именно связь будет существовать между Перечнем и Стандартами? Если он будет положен в основу стандартов, это негативно отразится на пациентах, поскольку врачам придется пользоваться ограниченным кругом ЛС. Другое дело, если первичными будут Стандарты, и Перечень будет расширяться в соответствии с ними.

Вопросы вызывает и выстраивание системы Reimbursement, компенсации расходов всех пациентов, как это происходит во всех развитых странах, а не только в рамках ДЛО и ОНЛС.

Кроме того, был разработан (и сейчас находится на стадии утверждения) список стратегических лекарственных средств. Для нас дошли сведения, что препараты этого перечня будут предлагаться отечественным фармкомпаниям для производства на территории РФ. При этом большинство этих препаратов находятся под патентной защитой. Пожалуй, следовало бы пригласить обладателей патентов и инициировать с ними диалог по вопросам локализации производства данных ЛС на территории России, лицензионных соглашений и проч. Нам действительно необходимо больше открытости и прозрачности в данных вопросах.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban