Переход к саморегулированию будет длительным и мучительным
Целоусов Дмитрий Геннадьевич
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма"
На современном этапе, когда разрабатывается стратегия развития фармпромышленности, импортозамещения, лекарственного обеспечения, вносятся поправки в 61–й Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», формируются новые правила регулирования фармацевтического рынка, как никогда важно участвовать в обсуждении зарождающихся законодательных и нормативных документов. Как положительный факт следует отметить, что последние два года профильное министерство открыто к сотрудничеству с профессиональными сообществами и активно вовлекает их в обсуждение готовящихся правовых актов.
Один из последних примеров такой деятельности — наше совместное с НП "Аптечная гильдия" предложение по внесению изменений в Правила торговли лекарственными средствами, которыми предусмотрено право аптечных организаций на доставку препаратов потребителям. Еще один пример — наши письменные обращения в Госдуму (Нарышкину С.Е.) и в Минздрав РФ (Скворцовой В.И.) в поддержку проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
Кроме того, являясь членом некоммерческого партнерства по поддержке малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», мы регулярно получаем проекты документов для проведения оценки регулирующего воздействия. Они касаются не только нашей отрасли, но и законопроектов, касающихся налоговой сферы, социального страхования, тарифов, нормы трудового законодательства и др.
Летом 2014 г. в «ОПОРЕ» был создан Совет по законодательству, в который вошел и я как исполнительный директор ААУ «СоюзФарма». На этой площадке обсуждаются наиболее острые вопросы, и вырабатывается консолидированная позиция сообщества. В дальнейшем единое мнение профессионального сообщества доводится до глав соответствующих министерств и транслируется руководству страны. Одним из таких «горячих» вопросов стало обсуждение законодательных инициатив Минфина России по повышению бюджетных доходов: за счет введения налога с продаж, увеличения налоговой ставки НДФЛ, отмены (для целей уплаты страховых взносов в ФОМС) предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Тернистый путь мы проходим в очередной раз, борясь за то, чтобы не допустить продажи безрецептурных лекарственных препаратов в продовольственных сетях. Сначала мы действовали объединенными усилиями разных профессиональных ассоциаций на фармацевтическом рынке, а затем обратились за поддержкой в «ОПОРУ». Инициировали первую встречу на их площадке с участием представителей фармы и продуктового ритейла, маркетинговых компаний, чтобы выяснить позиции сторон. Затем последовали круглый стол и совещание с регуляторами: Минздравом, Минпромторгом и Минэкономразвития. Выслушав разные точки зрения, получив расчетные показатели экономических последствий подобного шага для фармацевтической отрасли, «ОПОРА» поддержала нашу позицию. Соответствующее письмо с просьбой отказаться от разработки нормативной правовой базы, разрешающей свободную продажу безрецептурных лекарственных средств, отправлено замминистра промышленности и торговли РФ.
По–прежнему актуальна защита конкретных участников Ассоциации. Так, в результате двухлетней переписки с Минздравом Московской обл., а позже и с ее губернатором, подавляющему большинству наших аптечных организаций погасили задолженность за льготное лекарственное обеспечение граждан лекарственными средствами.
Среди конфликтов на фармацевтическом рынке «пальму первенства» уже не первый год держит вопрос об отстаивании прав аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату пониженных тарифов страховых взносов. Учитывая массовость запросов, юридическая служба Ассоциации подготовила очень конкретные Методические указания для аптек (вплоть до формы написания жалобы) с указанием последовательности дальнейших действий. Затем снабжали примерами положительной судебной практики в арбитражных судах различных инстанций (1–я инстанция, апелляционная, кассационная). Дошли даже до Высшего Арбитражного суда РФ. На счету Ассоциации — более 50 выигранных дел.
Учитывая, что зачастую конфликты возникают во время проверок аптек разными организациями, юридическая служба Ассоциации даже включила в свое издание "Правовой навигатор" приложение: "Аптека в суде". Это судебная практика арбитражных судов по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок в аптечных организациях.
После Всероссийского съезда фармацевтических работников, когда приехавшие из разных уголков России специалисты выразили свое положительное отношение к созданию единой профессиональной организации, мы приступили к ее оформлению. Естественно, встретили немало трудностей и в самой организации регистрационного процесса, и в определении концептуальных основ нового конгломерата. Ведь в составе учредителей — некоммерческие объединения с большим практическим опытом работы на разных территориях и с разными целевыми аудиториями. Но это хорошая школа и проверка на прочность. Надо суметь подняться над интересами своих объединений (не ущемляя интересы своих участников) и определить суть работы с представителями профессии как с физическими лицами. Пока мы в процессе…
Следует подчеркнуть, что саморегулирование не наступит по мановению волшебной палочки. Надо отдавать себе отчет в том, что это будет длительный и, я бы даже сказал, мучительный процесс. Руководители государственных органов неоднократно подчеркивали, что сфера лекарственного обеспечения является важной составляющей национальной безопасности страны, а потому решение по передаче органами здравоохранения ряда полномочий профессиональным организациям будет происходить поэтапно.
Мы считаем, что лицензирование фармацевтической деятельности еще долгое время должно оставаться за государством. А саморегулированию могли бы быть переданы функции:
- экспертов по разработке нормативных документов;
- формирование реестра фармацевтических работников;
- допуск фармспециалиста к работе в аптеке — сертификации, аккредитации;
- повышение квалификации, непрерывных форм обучения;
- разработка стандартов профессиональной деятельности.
Говорить о прописных истинах, которые концептуально определены Законом №315-ФЗ о саморегулируемых организациях, не хотелось бы. Все равно, это пока – теория. А практика начнется, когда мы вплотную подойдем к созданию стандартов профессиональной деятельности, обязательных для исполнения, обсуждению мер дисциплинарного воздействия за их несоблюдение и т.д.
Хочется надеяться, что «болезни роста» совместными усилиями мы все-таки сумеем преодолеть!