23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

В ходе подготовки наших аптек к работе с обновленным перечнем ПКУ постарался вникнуть во все возможные изменения и обратил внимание на одно из МНН, впервые вносимое в данный список. Препарат мифепристон в наименьшей из существующих дозировок (10 мг) применяется не для медикаментозного прерывания беременности, а в целях экстренной контрацепции. И здесь возникает вопрос: если средство должно быть принято пациенткой в кратчайшие сроки после незащищенного сексуального контакта, то как она успеет вовремя получить рецепт на него (с учетом статуса ПКУ у данного лекарства) и прийти с этим рецептом в аптеку?

Следует предполагать, что время, которое будет затрачено женщиной на запись к врачу и ожидание его приема, уже сделает дальнейший прием мифепристона нецелесообразным. Может быть, имеет смысл исключить из перечня ПКУ 10-миллиграммовую дозировку данного препарата, оставив в указанном списке все остальные дозы? Тем более что второй из существующих экстренных контрацептивов — левоноргестрел — уже является безрецептурным, однако при определенных противопоказаниях у пациенток применяться не может, и в таких ситуациях разрешен только мифепристон.

Также хотел бы обратить внимание на многолетнюю проблему современной аптеки — ее двойственный правовой статус, или «двойное подчинение» областям здравоохранения и торговли. Код ОКВЭД, начинающийся с цифры «86», необходим аптечным организациям по целому ряду причин, первая из которых — избыточное регулирование. Помимо Росздравнадзора, фармацию проверяют еще множество контрольных органов, и сотрудники непрофильных ведомств в силу специфики своей деятельности не всегда могут обладать всеми необходимыми фармацевтическими знаниями. А это в ходе проверок исключительно важно. Возможно, был бы полезен опыт саморегулируемых фармацевтических организаций (когда аптеки проверяют фарминспекторы таких ассоциаций, провизоры по образованию) или механизм перекрестных проверок, ранее применявшийся в медицине, когда в стационаре отделение неврологии проверяло отделение терапии, отделение терапии, отделение кардиологии и т.д. Благодаря этому контроль усиливался, а врачи обменивались необходимым опытом и расширяли свой профессиональный кругозор. Если бы аптечные организации также получили возможность проверять друг друга, это повысило бы эффективность контроля и сократило бы затраты на него.

Четкое и однозначное отнесение аптеки к системе здравоохранения (в которую ее уже включил закон «Об основах охраны здоровья») помогло бы и развитию отрасли в целом, включая повышение эффективности планирования потребности в лекарствах, предупреждение дефицита тех или иных наименований медикаментов и защиту фармации от давления непрофильных конкурентов — крупных супермаркетов, маркетплейсов и т.д. А знания врачей о современной номенклатуре лекарственных препаратов смогли бы регулярно актуализироваться. Все это сегодня исключительно необходимо.

Специализированные
мероприятия