Подход к подготовке специалистов должен стать комплексным
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
Достоверно исследовать кадровую обеспеченность отрасли, определить, каких именно специалистов не хватает отечественному фармпрому, непросто: нет единого центра, который бы собирал и анализировал подобные данные. Можно использовать только статистику рекрутинговых сайтов, однако она не отражает всех реалий спроса: специалисты фармпроизводства настолько ценны, что часто их поиск ведется индивидуально. И все же обратимся к некоторым статистическим данным кадровых агентств.
Все последние годы национальный фармрынок сохраняет стабильность, и снижения предложения на рынке труда не наблюдается. По данным одного из HR-агрегаторов, за год число вакансий рубрикатора "Фармпроизводство" выросло на треть, а количество объявлений о поиске специалистов по клиническим исследованиям — на 42%. Одновременно с этим на 20% (т.е. на одну пятую) сократился список представленных на сайте резюме фармацевтических и медицинских работников.
Кадровый "голод" стал одной из главных проблем: не зря руководители многих фармпредприятий назвали дефицит квалифицированных трудовых ресурсов основным препятствием для развития бизнеса. Большая часть вакансий в отрасли требует от соискателей наличия фармацевтического или медицинского образования. Однако сегодня такую подготовку имеют лишь 40% специалистов, работающих в фармации. А на производстве лекарственных препаратов их, по разным оценкам, не более 15–20%!
Трудности хорошо известны: не хватает квалифицированных кадров, отсутствует качественная практическая подготовка, не налажено должным образом взаимодействие между высшей школой и фармпредприятиями. Многие работодатели не готовы брать на работу молодежь, считая (и во многом оправданно), что образование не дало выпускникам необходимые для работы на производстве навыки. Есть основания думать, что в ближайшее время эти проблемы не только не будут решены, но и усугубятся. Ведь борьба с пандемией привела к увеличению объемов производства лекарств и вакцин, и к новому витку развития профессиональных компетенций. Причем не только в нашей стране: проблема нехватки специалистов во всех сферах экономики, в т.ч. в фармацевтической и химической промышленности, стала глобальной.
В Европе дефицит кадров — химических, инженерных, биологических, экономико–управленческих — признан одной из главных причин, сдерживающих развитие фармотрасли, и в ряде стран специалисты перечисленных профилей включены в перечни работников с облегченным режимом миграции. Но одним лишь повышением зарплат и фактическим переманиванием сотрудников с других производств (что и наблюдается в европейских государствах) проблему растущей кадровой нехватки в фармотрасли не решить. Нужны не симптоматические, а действительно эффективные меры.
Так, например, необходимо уделять больше внимания уровню подготовки молодых специалистов, ведь зачастую они выходят из вузов без должных практических навыков и потому не могут найти работу по специальности. Здесь важно действовать комплексно:
- повышать престиж фармацевтических профессий;
- инициировать создание кафедр и лабораторий;
- чаще проводить олимпиады и научные конференции;
- поддерживать аспирантские проекты в области научных исследований и совместные с фармацевтическими производителями образовательные программы (с практическим компонентом);
- вести стажировки студентов с получением дополнительных стипендий.
Следует также активно внедрять принцип кураторства фармпредприятий в профильных вузах — фармацевтических, технологических, пищевой промышленности. Нелишней будет и профориентационная работа в старших классах школы.
Что должно стать результатом этих мер? В идеале сотрудник на фармпроизводстве должен иметь высшее профильное образование и достаточные практические навыки, обладать высокой степенью ответственности, вовлеченности в рабочие процессы, знать и соблюдать внутренние стандарты и процедуры. В реальности мы пока что видим разрыв между вузовскими программами обучения и запросами работодателей и, как результат, между реальными и требуемыми компетенциями специалистов. Неудивительно, что руководители ряда медико-биологических научных компаний недавно отмечали, что навыки 80% соискателей при приеме на работу не соответствовали заявленным требованиям. Этот пример показателен, и ситуация вряд ли быстро изменится в лучшую сторону.
По данным Минобразования, отказ выпускников от высшего образования сегодня "в тренде", а количество школьников, сдающих ЕГЭ по химии — профильному экзамену для медицины и фармации, снижается пять лет подряд. В ближайшие годы эта тенденция, крайне отрицательная для высокотехнологичной фармацевтической промышленности, сохранится. А если ничего не предпринимать, ситуация с каждым годом будет только обостряться. В результате критически высокий уровень кадровой уязвимости и рост разрыва между профессиональными компетенциями спроса и предложения станут серьезными препятствиями на пути решения задач импортозамещения и достижения технологического суверенитета, важным компонентом которого является национальная лекарственная безопасность.