Пашкина Нина Антоновна
Генеральный директор аптеки "Воробьевы горы"
А потом слышит цену и говорит: "Я, пожалуй, возьму одну". Компьютерная программа, с которой мы работаем, позволяет посчитать статистику: покупать стали действительно меньше — за год показатели упали на 4,5%. Если измерять в упаковках. А вот товарооборот увеличился на 33% — цена–то выросла.
Наши отношения с дистрибуторами становятся все более и более значимыми. Расставляем приоритеты в сотрудничестве, тщательнее выбираем, с кем из поставщиков и по какой продукции будем работать. Конечно, проще заказать как можно больше лекарств у одного дистрибутора. Но аптеку сейчас очень волнуют цены. И мы покупаем препараты у разных компаний. Все они дают нам две недели на оплату. Пока успеваем.
Если речь идет о косметике или о других товарах, которые быстро не уходят, мы не соглашаемся на двухнедельный срок и стараемся договориться на месяц или 45 дней. Получается по–разному.
С другой стороны, когда в дни эпидемии гриппа каждый второй посетитель спрашивал Тамифлю, дистрибуторы сразу же звонили нам, как только он у них появлялся. Бывает так, что покупатель настаивает на конкретном препарате, который он уже давно использует и доволен его эффективностью, — в таком случае мы тоже обращаемся к поставщикам, и они идут навстречу нашим пожеланиям.
Что касается спроса, то востребованы и оригинальные препараты, и различные дженерики. Покупатели смотрят и на цену, и на страну–производителя. Пациенты очень грамотные, образованные. В частности, к нам приходят и из поликлиники Академии наук, расположенной недалеко от нашей аптеки.
За завышение цен, о котором так много говорят сейчас, аптека ответственна быть не может. В аптеке используется программа, которая не разрешает поднять цену выше установленной законом планки. Если речь идет о препарате, внесенном в Перечень ЖНВЛП, то компьютер автоматически установит барьер на ценовую надбавку. Наша задача — просто указать, что лекарство относится к числу жизненно важных. Если вдруг ошибемся и не поставим эту отметку, то не сойдется протокол согласования цен. В таком случае придется делать переоценку. В нашей компьютерной программе столь жесткая математика, что мы не сможем завысить цену, даже если захотим.
Аптеки с хорошим программным продуктом и хорошими профессионалами не должны ошибаться…
Но вопрос цены является болезненным для нас по другой причине — усилилась борьба с дискаунтерами. Посетитель стал более мобилен, ищет, где дешевле. Были случаи, когда человек просил нас заказать препарат специально для него, мы это делали, звонили, сообщали, что через два часа можно забрать у нас лекарство… А он выходил из дома, обходил близлежащие аптеки и приобретал нужное средство там, где цена была на несколько рублей ниже. Люди стали более экономно относиться к деньгам и покупать лекарства там, где хоть чуточку, но подешевле.
Есть еще одно наблюдение — покупатель недоволен тем, что из аптек вымываются импортные препараты. На это жалуются достаточно часто.
Но, несмотря на сложные времена, аптека может и должна выстоять. Все, что нам нужно, — строго следить за спросом, за ассортиментом, быть предельно вежливыми и грамотными, достойно выполнять свою миссию.