Поликлиника стала "брошенным ребенком" здравоохранения
Шульга Ярослав
Руководитель Бюро медицинского маркетинга "МедКомм"
Потому как в нашей традиции есть опыт годами превращать нищенские зарплаты медицинского персонала в "среднее арифметическое" с бодрыми рапортами. Выводить специалистов из-под действия майских указов. И прочие нехитрые, но действенные комбинации. Будут ли сделаны какие–то выводы, организационные и кадровые решения?
Это нам только предстоит увидеть.
Давайте коснемся наиболее сложного и насущного вопроса: финансирования. Сегодня вложения государства в здравоохранение составляют 3,7% ВВП. С одной стороны, это больше, чем в ряде развивающихся стран, в т.ч. опережающих Российскую Федерацию по темпам экономического роста. С другой стороны, это меньше, чем траты тех стран, на уровень развития которых мы традиционно «киваем» (и ставим их в пример в самых разных ситуациях).
Более того, 3,7% ВВП — цифры относительные. Их нельзя напрямую сравнить с теми же процентами от ВВП какого-либо развитого европейского государства. Сколько это для конкретного пациента? Результат может очень и очень различаться.
Нужно ли увеличивать государственные расходы на систему здравоохранения? Безусловно. Тем более что в высоких кабинетах именно такое решение и стоит на повестке дня.
Решит ли это все текущие проблемы? Нет.
Проблема не только и не столько в объемах финансирования, сколько в неэффективности расходования бюджетных средств и в весьма критикуемой стратегии оптимизации всей системы здравоохранения. Вливание дополнительных средств необходимо. Но отдельно от кадровых, административных, организационных, управленческих решений не даст эффекта — по крайней мере, значимого. Врач и пациент рискуют этих средств просто не увидеть.
И именно здесь начинается самое интересное. Реализовано сокращение числа ЛПУ и объемов коечного фонда. Сделана ставка на специализированные и высокотехнологические центры. Приняты и воплощены в жизнь ряд иных инициатив. И...
Все эти реализованные решения в рамках реформы системы здравоохранения во многом радикальны. По сути, сдвиги тектонического значения. Такие перемены «не отыгрываются» назад ни быстро, ни безболезненно.
Более того: ни для кого не секрет, что ставка на "высокотехнологичные аспекты" в структуре финансирования здравоохранения вновь оставляет "первичное звено" неким побочным и никому не нужным ребенком. А ведь лечение начинается с поликлиники.
И обратите, пожалуйста, внимание: с середины девяностых и как минимум до конца нулевых — медицинские университеты массово штамповали кадры для фармацевтических компаний. Специалисты, отучившиеся 6–8 лет, молодые доктора, кандидаты наук уходили из медицины в медицинские представители для того, чтобы «продавать» таблетки!
С точки зрения системы подготовки кадров для здравоохранения — это катастрофическая ситуация. Сегодня эта тенденция не так выражена, но ее плоды как раз сегодня мы и пожинаем. Вместе с плодами "оптимизации".