20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Политика государства в области лекарственного обеспечения

«Болезни лечатся не красноречием, а лекарствами», — сказал Авл Корнелий Цельс (ок . 25 г. до н.э. — ок . 50 г. н.э.). Прошли тысячелетия, а замечательное это изречение не потеряло актуальности и в настоящее время.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Михайлова Диана Олеговна
Директор департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники MЗCР РФ

Если рассматривать государственную политику в области лекарственного обеспечения, можно говорить о политике в области здравоохранения, которому в последнее время уделяется много внимания. Предтечей национального проекта стало реформирование лекарственного обеспечения в РФ (программа доступного лекарственного обеспечения, которая стала называться программой «Обеспечения необходимыми ЛС»). Одним из направлений здравоохранения как отрасли является обеспечение населения доступной, качественной медицинской помощью (лекарственное обеспечение рассматривается как составная часть медицинской помощи). В настоящее время государственная политика лекарственного обеспечения регламентируется рядом законов.

Лекарственное обеспечение предоставляется на всех этапах оказания медицинской помощи (амбулаторной, госпитальной, скорой медицинской и высокотехнологичной помощи). При этом учитываются интересы всех категорий населения. Источником финансирования для лекарственного обеспечения являются бюджеты всех уровней (федеральный, региональный и муниципальный). Обеспечение ЛС на амбулаторном этапе относится к медико-социальной программе, которая призвана решить проблемы по обеспечению ЛС наиболее социально незащищенных слоев населения (инвалиды, граждане, имеющие тяжелые заболевания, дети и беременные женщины). В течение двух последних лет эта программа претерпела изменения по механизму реализации и финансированию. Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.06 No665 (на 2009 г. – в редакции приказа No451н от 28.08.08).

Полномочия по организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан за счет субвенций федерального бюджета с 01.01.2008 г. переданы субъектам Российской Федерации (Федеральный закон от 18.10.2007 No230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).

Финансирование в 2008 году

  • Введен в действие механизм ежеквартальной корректировки финансирования.
  • Итого на программу ОНЛС из федерального бюджета выделено около 30,86 млрд руб.
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2008 No722 из федерального бюджета дополнительно выделено 10,0 млрд руб. на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.

Принят новый Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

В 2008 г. стартовала программа обеспечения дорогостоящими ЛС отдельных категорий граждан. Впервые в РФ составлен регистр, который отвечает целям и задачам, поставленным при реализации программы, позволяет отследить историю заболевания больного, историю назначения того или иного ЛС, а также, кроме проведения текущего мониторинга, позволяет заниматься анализом ситуации по заболеваемости и лекарственному обеспечению больных. Регистр постоянно меняется, в него вносятся новые данные, ведется работа по усовершенствованию.

Если говорить о государственной политике в области лекарственного обеспечения, необходимо остановиться на Перечне жизненно необходимых важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), который утверждается распоряжением Правительства и пересматривается с определенной периодичностью.

  • Лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС, охватывают все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий.
  • Скорая медицинская помощь.
  • Стационарная помощь.
  • Специализированная амбулаторная стационарная помощь.
  • Перечень ЖНВЛС – основа для разработки региональных перечней, формулярных перечней ЛС медицинских учреждений стационарного типа.


Государственное финансирование здравоохранения:

  • первичная медико-санитарная помощь  —  31%
  • скорая медицинская помощь  —  6%
  • стационарозамещающая  —  3%

Около 60% объема государственного финансирования здравоохранения идет на оплату дорогостоящей стационарной помощи, при этом более 30 госпитализированных больных могут получать полноценное лечение в амбулаторных условиях.

Существуют системные проблемы, которые на сегодняшний день накопились в системе здравоохранения:

  • диспропорции в системе оказания медицинской помощи;
  • нарастание неконтролируемой платности медицинской помощи;
  • недостаточная доступность современной медицинской помощи для населения;
  • неудовлетворенность качеством медицинских услуг 80% населения;
  • необходимость усиления профилактической роли здравоохранения в отношении общественного здоровья;
  • необходимость адаптации отечественной системы здравоохранения к условиям рыночной экономики.

В связи с этим в настоящее время разрабатывается концепция развития здравоохранения на долгосрочный период до 2020 года.

Лекарственное обеспечение является частью системы здравоохранения, соответственно в этой области тоже существуют проблемы:

  • отсутствие равноправного доступа к лекарственным средствам у различных групп граждан;
  • региональные различия;
  • недостаточная обеспеченность лекарствами в сельской местности;
  • имущественный фактор;
  • неравномерность распределения льгот (неполнота перечней ЛС по заболеваниям);
  • социально-демографические диспропорции;
  • неблагоприятный демографический профиль населения, тенденция старения населения;
  • снижение уровня здоровья населения, отсутствие влияния на факторы риска заболеваний, недостаточная профилактика;
  • неэффективность системы здравоохранения.

В целях определения основных приоритетов в развитии здравоохранения Минздравсоцразвития России разрабатывается Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года с привлечением других министерств и ведомств, а также профессиональных общественных организаций. Вышел Приказ Минздравсоцразвития России от 29 октября 2008 г. No607 «О Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по разработке Концепции лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации».

Концепция лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации — это

  • удовлетворение реальных потребностей населения в эффективных, качественных и доступных ЛС на основе баланса с реальными финансовыми возможностями Российской Федерации;
  • формирование цивилизованных отношений в сфере обращения ЛС с четко разграниченными правами и обязанностями участников фармрынка в совокупности с государственным регулированием отраслью;
  • формирование баланса интересов всех участников государственных программ лекарственного обеспечения в рациональном использовании ресурсов.

При разработке Концепции проводится системный анализ:

  • рекомендаций ВОЗ по разработке государственной (национальной) политики в области лекарственного обеспечения;
  • зарубежных моделей лекарственного обеспечения и возможности использования иностранного опыта в Российской Федерации.

Концепция определит принципы государственной политики сфере лекарственного обеспечения:

  • цели и задачи реформирования государственных гарантий в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
  • приоритетные направления;
  • целевые категории населения, виды и условия оказания медицинской помощи;
  • модели лекарственного страхования и этапы реализации;
  • целевые и индикаторные показатели реализации Концепции лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации.

Приоритеты Концепции – совершенствование государственных гарантий в сфере здравоохранения:

  • системы ОМС;
  • федеральных государственных программ;
  • разработка и внедрение механизмов лекарственного страхования различных категорий граждан.

Этапы развития программ лекарственного обеспечения:

  • действующий (федеральные льготники);
  • в процессе реализации (дорогостоящие нозологии);
  • в стадии разработки (лекарственное страхование).

Этапы разработки внедрения лекарственного страхования

  • 1 этап (2009–2012 гг.) – подготовительный. Разработка нормативно-правовой базы. Пилотные проекты в нескольких территориях по различным моделям реализации через ОМС и страховые компании.
  • 2 этап (2012–2015 гг.) – поэтапное внедрение системы лекарственного страхования при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях.
  • 3 этап (2015–2020 гг.) – полномасштабное внедрение программы лекарственного страхования с охватом неработающего населения и иных категорий граждан.

Реализация государственной политики в сфере лекарственного обеспечения позволит повысить доступность современных качественных ЛС, качество оказания медицинской помощи населению России, а также стимулирует развитие отечественной фармацевтической медицинской промышленности.

Механизмы рационального использования ЛС — основа лекарственного обеспечения

  • Утверждение Перечней ЛС для реализации лекарственного страхования; утверждение Перечня Основных ЛС.
  • Утверждение Перечня безрецептурных ЛС.
  • Утверждение Перечня минимального ассортимента ЛС.
  • Разработка и утверждение Протоколов и Стандартов медицинской помощи.
  • Утверждение порядка отпуска и правил замены ЛС.
  • Изменение порядка выписки рецептов.
  • Введение контроля назначения ЛС, ответственности врача и ЛПУ.
  • Информационно-методическая работа с медицинским персоналом.

По материалам фармацевтического форума «Pharma Russia: Бизнес в эпоху перемен»

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban