Главная // Тема

Помочь медицине может... аптека

Заходишь в поликлинику, а она полностью пуста. Наверное, потому, что запись (например, к врачу–кардиологу) идет за полторы недели. А если пациент не смог прийти — был экстренно госпитализирован, болеет с высокой температурой и т.д. и т.п. — врач не может принять другого больного.

Гридякин Владимир
Генеральный директор ООО "Альянс–Фарм", врач–психиатр высшей категории

Ведь возможности записи уже нет. Нет и живой очереди. И доктор, который мог бы оказать помощь, вынужден сидеть в ожидании: в течение дня не приходит около 30% пациентов (Это можно понять и по числу посетителей аптеки, занимающихся самолечением).

А пациенты хотят обратиться к врачу, но не могут. Потому что нужно еще записаться и ждать, в лучшем случае, дней десять. Потому что не хватает специалистов, а те, что есть, не всегда компетентны. И не всегда виноваты в пробелах своего образования. Институт врачей–наставников для молодых специалистов внедрять просто необходимо, параллельно решая проблему дефицита кадров.

Медицинские и фармацевтические профессии — все, которые связаны с помощью пациентам, — нужно поднимать. И поднимать срочно. Радикальные решения привели к грустной и опасной ситуации. Раньше люди могли прийти за помощью, и если кто–то не пришел, в очередь садился другой. И врач был при деле, и все успевал.

Все поменялось. Даже в провинции. Как уже сказал, к врачам–специалистам не приходят 30% пациентов. А то и больше. Надо решать этот вопрос и постараться наладить связь между помощью медицинской и фармацевтической. Справиться с последствиями реформ может помочь аптека. Как именно?

В каждой аптеке есть статистика реализованных лекарственных препаратов (и она была даже при отсутствии маркировки). Но эта статистика, к сожалению, не нужна и не интересна организаторам здравоохранения на местах. А ведь и примерная заболеваемость, и востребованность определенных групп лекарств, т.е. помощи врачей определенных специальностей, может помочь запланировать необходимое количество аптек, а также фармацевтических и медицинских работников.

В советское время был норматив по количеству аптечных организаций. Что–то подобное необходимо и сейчас: ведь если мы, в нашем городе или поселке, стали "съедать" больше лекарств, значит, и лечение требуется людям чаще. Пусть остаются коммерческие аптеки, пусть соотношение аптек частных и государственных будет 50 на 50, но планирование необходимо. Иначе... все мы наблюдаем ситуацию, когда аптеки соревнуются. Соревнуются не всегда порядочным образом. Рынок — это рынок.

Поэтому организация помощи пациенту (медицинской и фармацевтической помощи) должна быть предметом особого внимания местных властей. Муниципалитетам нужно поддерживать создание не только общих, но и профильных аптек. Например, диабетических. Или по профилю "травматология и ортопедия". Тогда медицинская помощь станет качественнее. Ведь необходимые лекарства будут доступнее для больного, врач–специалист просто направит его в профильную аптечную организацию. А конкуренция между аптеками станет более здоровой, что тоже немаловажно для пациента.

А что сейчас? Рабочие места порой получают совсем не фармацевты. Во многих новых аптеках фармспециалистов попросту нет.

Первым шагом в решении вопроса могли бы стать совещания аптечных руководителей с заместителем главного врача местной поликлиники. Проводить их нужно еженедельно, непосредственно в ЛПУ. Можно пригласить и фармпредставителей — зачем бегать по аптекам, если можно рассказать о новом препарате всем заведующим одновременно?

Главное, чтобы специалисты из аптек присутствовали на таких совещаниях. Чтобы вся система работала слаженно в тесном взаимодействии "медицина — фармация". Пусть фармдеятельность сегодня — это бизнес, но бизнес должен максимально отвечать интересам граждан.

А еще представителям мед- и фармпрофессий необходимы социальные льготы и специальное страхование. Как сказал Президент: работаете с людьми, значит, риски есть. Нужны страховые компании, которые будут страховать всех медицинских и фармацевтических работников. В той же аптеке сотрудник постоянно общается с людьми, которые болеют и не ходят в поликлинику. Зная, что к врачу не записаться, идут сразу в аптеку. А это любые инфекции, которые могут передаваться воздушно-капельным путем.

Еще один "уровень заброшенности" — граница между фармацевтом и провизором. Она ведь вообще стерлась. До нее никому нет дела, а ведь это специалисты с различными знаниями и различными функциями!

Фармацевта даже не включили в программу всемирного конкурса World Skills. Там соревнуются представители множества рабочих (т.е. со средним специальным образованием) профессий — даже по уходу за больными. А фармацевтов нет!

Компетенция "Фармация" на этом международном конкурсе просто необходима. Такие, казалось бы, маленькие шаги, помогают вернуть уважение к профессии, а значит и вернуться к решению ее главных вопросов.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X