23.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
23.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Тема номера

При сегодняшних законах создавать СРО не имеет смысла

В настоящее время вопрос функционирования саморегулирующихся организаций на фармацевтическом рынке в известном смысле номинален. В качестве СРО на фармацевтическом рынке зарегистрированы только две организации — НП "Стандарты фармацевтического рынка" и НП "Фармацевтическое единство". Первая структура была внесена в реестр в 2010 г., вторая — в 2011 г. Проблема саморегулирования на фармацевтическом рынке сейчас в том, что членство в подобных структурах по большому счету не предоставляет никаких полномочий.

Беспалов Николай Владимирович
Директор по развитию RNC Pharma

Фактически это обычные общественные объединения, которые занимаются консультационной деятельностью, формируют какие–то требования к своим членам в отношении ведения отдельных видов деятельности. Для других участников рынка эти требования обязательными не являются. И в этом основное отличие фармацевтического рынка от иных рынков (скажем, от таких сфер деятельности, как строительство), где наличие членства в той или иной СРО фактически предполагает получение допуска к тому или иному виду деятельности.

Так что сегодня членство в СРО для фармкомпаний ничего не меняет. Более того, в НП "Стандарты фармацевтического рынка", например, объединены столь разные компании (производители, дистрибуторы, логистические компании и т.д.), что говорить о совпадении интересов этих структур довольно сложно.

Внедрению СРО в фармсекторе мешает отсутствие готовности регуляторов предоставлять таким структурам реальные полномочия по регулированию фармацевтического рынка. Государство в настоящее время регламентирует и контролирует практически все процессы, связанные с оборотом лекарств, начиная от вопросов производства и транспортировки и заканчивая вопросами отпуска лекарственных средств населению. В таких условиях функционирование СРО фактически бессмысленно.

Саморегулирование позволяет ограничить спектр компаний на конкретном рынке. Отчасти это заменяет вопросы лицензирования. Фактически получается, что для того, чтобы компания имела возможность работать на рынке, необходимо, чтобы она стала членом того или иного СРО. Членство предполагает платежи, часто довольно существенные. Таким образом, с одной стороны, государство отказывается от отдельных контрольных функций, с другой стороны, ограничивается уровень конкуренции в отрасли и повышается стоимость выхода на рынок. Бюрократические процедуры заменяются финансовым платежом. На уровень качества оказываемых услуг это фактически не влияет. Недобросовестные игроки получают точно такую же возможность выхода на рынок.

Вопрос функционирования СРО связан с неизбежным процессом монополизации рынка, ведь СРО будут формироваться вокруг крупных рыночных игроков. Плюс устанавливается финансовая планка по выходу на рынок, и это дополнительно сокращает количество участников на рынке. Таким образом, единственной задачей, с которой бесспорно справятся СРО, — сокращение числа участников на рынке. Для фармрынка такие процессы актуальны разве что в сфере оптовой торговли ЛП и медицинскими изделиями на рынках, связанных с государственным финансированием. В остальных случаях СРО окажутся малоэффективны и даже вредны.

Регуляторная политика государства должна развиваться по пути отказа от дополнительных административных барьеров, упрощения и автоматизации отдельных процедур. Одновременно должны активно развиваться функции контроля, в том числе контроля общественного. И это, на мой взгляд, наиболее эффективный путь развития фармацевтического рынка.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Как трансформируется контроль и надзор в фармотрасли
 Мнение специалиста

Титова Жанна

Директор по качеству-провизор ГК «Сантэнс»

Почему необходимо вернуть фармацию здравоохранению?
 Мнение специалиста

Гридякин Владимир

Генеральный директор ООО «Альянс-Фарм», врач

Вопрос о доступности Феназепама для пациентов в аптеках
 Мнение специалиста

Сучкова Елена

Директор по взаимодействию с органами государственной власти, общественными организациями, по обеспечению доступа на рынки России и ближнего зарубежья АО «Валента Фарм»

Маркировка и индикаторы риска: что меняется в оптовом звене
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

Растет число обращений от производителей БАД и медизделий
 Мнение специалиста

Курашева Светлана, Вице-президент по развитию операций ГК «Сантэнс»

Чмелев Владимир, Руководитель департамента бизнес-технологий ГК «Сантэнс»

Волошина Светлана, Ведущий менеджер по продажам CTT ГК «Сантэнс»

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024