Прием пациента нужно открепить от ОМС
В стремлении "улучшить" систему здравоохранения многое делается ради какого-то абстрактного, "среднеарифметического" человека. Причем делается часто бездумно — и страдает уже человек реальный.
Звонков Андрей
Врач скорой и неотложной помощи
Например, зарплаты медикам "повышают"... за счет сокращения ставок. Высвободившиеся средства — на зарплату тем специалистам, которые остались. А они трудятся за двоих (если не за троих). Перегрузки становятся ежедневными… Потом паника — кадров не хватает! Где взять медиков?
Так вы же их сами только что разогнали! Но об этом вспоминать не будем. Это в прошлом. Нужно смотреть в будущее.
Чтобы повысить качество "обслуживания", дадим возможность некомпетентным "потребителям" его оценивать. К сожалению, в новой "системе координат" медицинская помощь — это уже не помощь, а услуга. И пациент превратился в клиента. Но умеет ли он лечить людей? И знает ли, что делать в его ситуации? Зато он может оценить качество труда медика! По-своему оценить, в меру своей «потребительской» компетенции.
Пошел вал жалоб. "Врач не так разговаривал, не то, что я хочу, назначил" и т.п. Для чиновников это — действенный механизм «оптимизации бюджетов». Ведь чем больше жалоб, тем больше штрафов и взысканий. Статья расходов на зарплаты медикам уменьшается существенно. В расчетах вроде бы все сходится, все как запланировано.
А затерроризированные врачи уходят в ведомственные и частные больницы. Опять встает кадровый вопрос.
Периодически «проваливается» первичное обращение пациентов (лето виновато или район такой нехороший). Недобор по статистике. А ведь начальство спускает план! Что же это такое? План по количеству "обслуженных" пациентов на первичном приеме!
МЧС тоже имеет план по пожарам или спасенным?
Качество медицинской подготовки оценивается не по уровню компетентности, не по уровню владения аппаратурой или лечебными методами, а по качеству заполнения медицинской документации! Вплоть до почерка. Да–да!
Это уровень врача? Или писаря штабного?
Так вот, на что нужно обратить внимание в первичном звене?
(Здесь я не говорю об ипотеке врачам и реальном заработке, и не о надбавке за интенсивность к базовой ставке. Как в ФМБА: 15 тыс. руб. ставка и 50 тыс. — за интенсивность, которые могут и не дать. Кстати, в 2011 г. ставка была 5 тыс. руб.).
Первое — нужно открепить прием врача или фельдшера от обязательного медицинского страхования (ОМС). Число обращений нельзя лимитировать снизу (сегодняшний "оплачиваемый минимум"). Нужна оплата за дежурство плюс интенсивность от максимального предела. Например, за 12 час. — 12 человек, а с 13–го включается повышающий коэфициент. Важно установить максимум — в действительности это не более 24 пациентов. Да, можно не платить за отсутствие перевыполнения, но нельзя упрекать и судить о качестве по недовыполнению.
Но минимум не нужен! Допустим в какие–то периоды и 1 человек в сутки. Врач-то сидел на приеме и ждал. И у больных была гарантия, что их ожидает доктор, что при заболевании им помогут.
Такой принцип должен относиться и к скорой и неотложке, и к первичным обращениям.
Второе: нужно укреплять "Звено поддержки" — консультативную службу. Не для больных… А для медиков. Как у "скорой" — отправка через Интернет или телефонную линию ЭКГ на "Кардиопульт". Такие дежурные службы должны быть для рентгена, УЗИ... Фельдшер делает УЗИ, а картинка транслируется к специалисту и т.п.
Вот где нужна телемедицина! Не спросить совета у врача по телефону, а в режиме онлайн–конференции фельдшер сможет проводить осмотр сложного и далекого (территориально) пациента — перед консультантами на другом краю света. Берет анализы и обследует сам, или силами оборудования ФАП. И получает компетентные рекомендации по тактике и лечению. При необходимости на основании рекомендаций вызывает спецтранспорт.
Для этого всем ФАПам и районным больницам (от 100 коек до 300) необходим высокоскоростной Интернет и постоянный (!!!) контакт с консультативными центрами и лабораториями (в регионе). Санавиация должна включаться, когда больного действительно надо везти, а не просто так — на всякий случай. Когда врачу-хирургу действительно нужно прилететь и прооперировать.
И, конечно, ФАП или больница должны быть готовы к полноценному лечению в ургентных случаях. "Маленькому" медицинскому учреждению необходимы полноценные оперблок и реанимация. Пусть они и будут периодически в законсервированном состоянии, это не страшно.
Страшно, если их не будет. Страшно, если один медик в районе на несколько тысяч жителей лишен инструментов, приборов и лекарств. Это как пистолет без патронов. Можно использовать только как молоток.
Здесь тот же принцип, что и с приемом врача — медицине нельзя работать на износ ради формальных показателей (по несоответствующим труду медиков тарифам ОМС). Ей нужно быть всегда готовой помочь пациенту. А ОМС должно подключаться уже потом, после выполнения работы и частично или полностью погашать затраты региона или федерального бюджета на медицину. Ведь задача здравоохранения — не рост количества пролеченных "случаев", а профилактика, предотвращение тяжелых и экстренных состояний. Если снова сравнивать с МЧС, то получается: чем больше пожаров, тем лучше?
Да, такова логика сегодняшней системы, в которой вынужден выживать медик. Но измученный доктор, пусть и выполнивший все строго по документам, не всегда сможет действительно вылечить человека.