Главная // Тема

Проблемы маркировки способны парализовать фармотрасль

С 1 января 2020 г. фармацевтическую промышленность и фармацевтическую розницу в России ждут серьезные изменения, связанные с всеобщей маркировкой лекарственных средств (определено Федеральным законом от 28.12.17 №425–ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств").

Барзиев Тамерлан
Адвокат–партнер адвокатского бюро "Лебедева—Романова и партнеры"

Одной из главных задач, которые призвана решить маркировка лекарственных средств, называется борьба с оборотом фальсифицированных лекарств. Дело нужное и благородное, но какой ценой?

Фармацевты ждут эту дату не столько с надеждой на улучшение своей деятельности, сколько с тревогой. И просчитывают те риски и возможные убытки, с которыми могут столкнуться вследствие маркировки. Самое главное, что представители фармацевтических компаний, а также аптек, не уверены в том, что сроки начала действия закона о маркировке не будут отложены в очередной раз. Поскольку подготовиться отрасль просто не успевает...

Если же положения закона вступят в силу, а фармацевтические компании и аптечные организации не будут готовы к их выполнению, то деятельность фармацевтической отрасли будет фактически парализована. К каким последствиям — не только для самой отрасли, но и для страны в целом, для ее населения — это приведет, можно только догадываться.

В первую очередь, необходимо отметить, что в полной мере обеспечить всеобщую маркировку лекарственных средств с 1 января 2020 г. очень сложно. Ведь эта задача требует закупки не менее 350 тыс. сканеров, но пока аптечные организации в большинстве своем их не закупили. Далеко не у всех аптек, особенно небольших, есть финансовые возможности сразу же закупить необходимое оборудование. Один аптечный сканер будет стоить 12–15 тыс. руб. Промышленный сканер для фармацевтического предприятия — уже миллионы руб.

Во–первых, не очень понятно и другое: как быть, если лекарственный препарат произведен до 31 декабря 2019 г.? Ему разрешено быть в обращении до конца срока годности, а сканер будет показывать отсутствие маркировки, — у покупателя-пациента возникнут вопросы, на которые аптекарям придется отвечать.

Во–вторых, медицинские учреждения — главные "потребители" фармацевтической продукции — в эксперименте по введению маркировки в настоящее время практически не участвуют. Есть единичные больницы, которые присоединились к эксперименту, но не более того. А ведь это — очень серьезный момент.

Могут возникнуть противоречия при выдаче лекарственных средств по рецептам. Например, медицинское учреждение будет рекомендовать лекарственное средство, которое не прошло маркировку. Соответственно, в аптеке его не окажется, покупателю будут предлагать аналоги, но они могут не совпадать с назначением. И таких разночтений и противоречий может быть очень много.

В–третьих, нет ясности в том, что будет представлять собой огромная единая база данных, которая неизбежно сформируется вследствие всеобщей маркировки лекарственных средств. Пока этот вопрос также детально не проработан. Одна из главных проблем — насколько объемной будет эта единая база, какие лекарственные средства (и кем?) будут в нее вноситься?

С другой стороны, единая система данных обеспечит полную прозрачность дистрибуторской деятельности. Можно будет отслеживать, какие лекарства, где и как продаются, что пользуется особым спросом. Это позволит увеличить темпы работы фармацевтического рынка, переработки больших объемов данных и, в конечном итоге, отразится на фармацевтике скорее положительно, хотя любителям работать «по старинке» в первое время это может и не нравиться.

Есть и еще один "подводный", а точнее — вполне себе "надводный" камень маркировки. Это подорожание лекарственных препаратов вследствие появления новой статьи расходов (на маркировку). И особенно больно оно ударит по дешевым лекарственным средствам. Обязательность маркировки для них может привести к прекращению их выпуска, что навредит многим пациентам, не имеющим возможности покупать дорогие медикаменты (и традиционно лечащимся более доступными лекарственными средствами). Может возникнуть риск дефицита этих лекарств.

Поэтому необходимо активное участие государства в контроле над работой фармацевтической отрасли. При необходимости выпуск дешевых лекарственных средств должен не только контролироваться, но и дотироваться из государственного бюджета. Поскольку само их присутствие в аптеках и медицинских учреждениях — один из инструментов стабилизации социальной обстановки. И заботы о здоровье всех слоев населения, всех граждан нашей страны.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X