Проблемы на розничном фармрынке рукотворные
Нифантьев Евгений
Генеральный директор аптечной сети "Нео–фарм"
Какие сценарии развития розничного фармрынка возможны в ближайшее время? Удастся ли нам сохранить честную конкуренцию? Ведь только при сохранении добросовестной конкуренции мы можем быть уверены в развитии рынка. Со стороны может показаться, что розничный фармрынок почти не менялся в предыдущие годы, но если посмотреть на TOP–20 аптечных сетей за 2015 г., то можно увидеть, что 8 сильных игроков в один момент утратили свои позиции, 5 из них перестали быть самостоятельными игроками: "А5", "Старый лекарь" стали частью "36,6", а она в свою очередь поглощена A.V.E., "Озерки" присоединились к "Доктору Столетову", "Первая помощь" стала частью аптечной сети "Радуга", "Фармакор" потерял свои обороты и вышел из TOP–20. "Столичные аптеки" были реорганизованы и сегодня представляют собой две организации: "Аптеки столицы" и ООО "Столичные аптеки".
Аптечные сети "36,6", "Радуга" и "Доктор Столетов" пережили сделки слияния и поглощения. Остальные аптечные сети преимущественно росли за счет органического пути развития. Первая двадцатка сетей выросла за 4 года на 140% и прибавила в весе 167 млрд руб. Наша аптечная сеть не стоит на месте. В этом году мы планируем превысить оборот в 15 млрд руб.
Последние годы аптечные сети экспериментируют с форматами: появились гипермаркеты, мини-аптеки, но особенно проявили себя в развитии аптеки-дискаунтеры.
Я всегда был противником ценового демпинга. Мы долго сопротивлялись, но в 2013 г. открыли первую аптеку-дискаунтер под торговой маркой "Столички".
В последние годы сильно ощущается ценовое давление, особенно сильно падают наценки у аптечных сетей, чья прибыльность либо подобралась к нулю, либо ушла в минус. Это сильно подталкивает аптечные сети и производителей друг к другу с точки зрения развития маркетинговых активностей. Это доступно не всем, особенно небольшим сетям.
Розничный фармрынок низкомаржинальный и высококонкурентный, он не требует больших затрат для входа, с низкими административными барьерами. Традиционно российский обыватель думает, что это очень прибыльный бизнес, только ленивый не открывает аптеку. При этом на нашем рынке нет профессиональных инвесторов, готовых консолидировать сети, приняв на себя все финансовые обязательства.
Лидерство — это не только высокие обороты, лидерство – это когда весь рынок должен ориентироваться на этого лидера. Готовы ли мы, что для нас примером будет являться аренда любой ценой, информационные войны, скупка сетей, отказ от исполнения обязательств при покупке других аптечных сетей? Рынок может не выдержать сетей–консолидаторов. На нашем рынке появилось такое понятие, как злокачественная консолидация. Консолидация в принципе хороший процесс, но при этом должны соблюдаться правила, если нет, то будут надуваться мыльные пузыри. Если на нашем рынке будет недобросовестная консолидация, то может произойти системный кризис отрасли.
Сейчас на рынке не важно, как вы управляете своей аптечной сетью, важно, как много у вас аптек, какая доля в регионе, и тогда производители могут вам простить долги перед ними.
Какие прогнозы? Считаю, что если рынок пойдет путем поглощения без принятия обязательств, то фармрынок может превратиться в хаос, а рынок хрупкий, с ним нужно быть осторожным.