Продвижение лекарств в Интернете
Продвижение лекарств является неотъемлемой частью успешного бизнеса любой фармацевтической компании или фармдистрибутора. Конкуренция в этой среде год от года усиливается, что приводит к росту затрат на рекламу и иные способы продвижения. Самым эффективным способом продвижения ЛС, даже несмотря на серьезные ограничения, наложенные законодательством, является реклама.
Данилов Иван
Редактор фармпортала Pharm-MedExpert.Ru, исполнительный директор агентства «Глобал Медиа»
Фармкомпании размещают рекламу своих лекарств на телевидении, радио, в специализированных и обычных печатных изданиях. Максимальный эффект дает реклама на телевидении. Очевидный минус здесь лишь один – чрезвычайно высокая стоимость проката ролика, которая зависит как от телеканала, так и от продолжительности и частоты показа. Даже самые минимальные пакеты телерекламы потребуют значительного бюджета. При этом подготовка рекламного ролика для ЛС, кроме выполнения очевидных требований закона «О рекламе», потребует внимательного отношения к мельчайшим деталям и тексту. К примеру, в 2010 г. ФАС РФ наказал фармпроизводителя за рекламу, в которой сообщалось, что прием ЛС «гарантирует положительное действие препарата».
Важнейшее значение принимает в настоящее время продвижение лекарств в Интернете. Обычно этим занимаются специализированные компании, которые готовы предложить рекламную стратегию, обеспечивающую решение задач по повышению продаж и узнаваемости бренда. Стоимость рекламы в Интернете значительно ниже, чем на ТВ, радио или в печатных изданиях, а ее эффективность все больше увеличивается. Чтобы понять размер интернет-аудитории, достаточно посмотреть статистику поисковых запросов пользователей к Яндексу. К примеру, в среднем в месяц слово «лекарство» вбивают в поисковую строку более 1,2 млн пользователей, а слово «витамины» – около 1 млн. Это – гигантский рынок для продажи и продвижения ЛС.
Среди наиболее эффективных инструментов продвижения медикаментов в Интернете можно выделить следующие:
– контекстная реклама, преимуществами которой являются точный охват целевой аудитории (посетитель сам ищет ваш продукт), низкая стоимость, быстрая отдача. Этот рекламный формат оптимален для решения задачи продажи ЛС конечным потребителям, при этом особое внимание следует уделить подбору ключевых слов, по которым показывается объявление, а также следить за ценой перехода на ваш сайт;
– медийная интернет-реклама в виде интерактивных баннеров, которые размещаются в результатах выдачи поисковых систем, а также на тематических и новостных сайтах. Преимуществом такого вида продвижения является широкий охват целевой аудитории, поскольку площадки размещения рекламы ежедневно посещают десятки тысяч потенциальных клиентов, многие из которых готовы кликнуть на ваш баннер, при условии, что он вызывает интерес (дизайн, сюжет). Медийная интернет-реклама позволяет закрепить устойчивую связь между понятиями «лекарство» и «решение проблем»;
– поисковое продвижение, а именно попадание сайта ЛС на верхние позиции в ведущих поисковых системах Интернета. Преимущества: низкая стоимость, точный таргетинг, усиление позиций сайта в рейтингах поисковых систем, что работает на будущие высокие показатели (новая аудитория, выход на верхние позиции по основным тематическим запросам уже без дополнительных вложений).
Одним из наиболее интересных и нестандартных видов продвижения ЛС в Интернете является опосредованная (не прямая) реклама, включающая в себя регулярную работу в социальных сетях, в наиболее рейтинговых блогах и тематических форумах. Маркетинг в социальных медиа – один из наиболее эффективных методов продвижения в Интернете, однако он требует постоянного внимания. Специалистам необходимо быть онлайн, регулярно писать отзывы и комментировать мнения потребителей, нивелировать негативные комментарии и усиливать позитивные. Аудитория обычно доверяет отзывам других потребителей. Как правило, большинство пользователей Интернета ищут именно отзывы об интересующем их товаре, потому особенно важно правильно подать такую информацию. Мнения потребителей также помогут улучшить качество и эффективность рекламы, позволят отслеживать негативные высказывания о фармпродуктах компании и выяснить причины недовольства.
Также следует регулярно размещать обзорные статьи на тематических порталах, организовать сотрудничество с наиболее популярными блогерами, которые будут готовы время от времени размещать ваши материалы, внося в них особую «изюминку» или придавая необходимый социальный резонанс. Безусловно, необходимо создать аккаунты компании или конкретного продукта в рейтинговых социальных сетях, регулярно обновлять корпоративные страницы и группы интересов в «ВКонтакте», на Facebook, Livejournal и в Twitter. Особый вид – создание вирусных роликов с забавным нестандартным сюжетом, не слишком затратный, но достаточно эффективный метод продвижения – ссылку на видео пользователи перебрасывают друг другу по принципу «сарафанного радио». При этом важно не забывать, что интерес потребителей к своему продукту необходимо поддерживать постоянно.