Профессия в пограничном состоянии
Лекарства в магазине? Тогда наших людей не остановишь, они себя залечат!
Жовнерчук Любовь
Заведующая аптекой ООО "Нота бена" (г. Красногорск, Московская обл.)
Иногда пациент не виноват — он просто не может попасть к врачу. А медикаменты в супермаркетах будут стимулировать еще большее самолечение.
Вспоминаю недавнюю посетительницу: у девушки заболело горло, и она вспомнила, что когда–то в больнице полоскала его фурацилином. Попробовала и в этот раз — не помогло.
И вот она пришла в аптеку в таком состоянии! Распухли миндалины, пропал голос, а температура поднялась выше 38...
Почему в аптеку? Потому что запись к участковому терапевту — только через два дня!
Вспомнился еще один пример.
Приходит пожилая женщина и говорит: "Мне подружка сказала, что нужно купить тетрациклин и нистатин, — они помогают при болезнях суставов".
Но тетрациклин — это антибиотик! Хорошо, что она пришла к нам — мы рассказали ей, как действует препарат! А если она придет в магазин? Кто скажет ей об этом?
Будет человек сам себе врач и сам себе фармацевт в одном флаконе. Сам себе поставил диагноз, сам себе назначил лечение, сам себе прописал лекарства...
Проведите в аптеке один день и поймете масштабы народного самолечения.
Провизор защищает пациента от тех ошибок, которые могут стоить жизни. Фармацевт может сказать посетителю: срочно идите к врачу!
Хотелось бы задать регулятору вопрос: "Если лекарства могут продаваться в универсамах, зачем вы выпускаете специалистов в области фармации? Вы определились, что такое фармация — здравоохранение или торговля?"
Сегодня наша профессия — единственная профессия в пограничном состоянии.
Если любой магазин имеет право продавать лекарственные препараты, тогда фармация — не здравоохранение, а область торговли, и проверять аптечное предприятие нужно, как торговую организацию.
Быть может, магазины будут проверять как область здравоохранения? Тогда нужно будет спрашивать с них, как с аптеки, имея в виду соблюдение всех правил законодательной базы, обязательной для выполнения нами.
Биодобавки сейчас уже и так на полках в универсамах, но есть вопрос: соблюдает ли магазин специальную влажность для БАД? И будет ли он соблюдать ее и для лекарств? Он что, будет хранить их отдельно?
Сегодня мы — "торгаши". Мы "реализуем товар с прибылью для себя" — так думают многие люди об аптеках. Согласитесь, если в аптеке останутся только рецептурные препараты, какой смысл тогда содержать аптеку? Системы лекарственного возмещения пока нет. Пациент как приходил без рецепта, так и приходит. Врач как не выписывал рецепта, так и не выписывает.
Аптеку давно пора включать в систему здравоохранения, как это было в советское время! Это дань уважения медицине и фармации. Это бы говорило о том, что и провизор, и доктор нужны нашему обществу.
Мы как провизоры должны корректировать их назначения (например, уточнять дозировку) и что-то подсказывать пациенту. Но фармацевт не может замещать доктора.
Сегодня в обязанность аптеки вменена развернутая фармацевтическая консультация. Ее уже не назовешь исключительно фармацевтической. И если специалист что-то не расскажет, возможны штрафные санкции. Но... Зачем тогда врач? Доктор и фармацевт должны быть в одной упряжке.
К сожалению, принято много документов, которые не помогают аптечной деятельности. Принятый в прошлом году приказ №403н отменил приказ №785, которым был утвержден акт по уничтожению рецептов. А новым, 403–м, такого акта не утверждено! И как быть аптеке с рецептами?
Еще одно нововведение: у информационного стенда должны быть папки с перечнем ЖНВЛП… С перечислением всех торговых наименований. А их около шести тысяч!
И вот лежат на столе в торговом зале три огромные папки. Их могут разрисовать дети. Из них могут вырвать листочки. Их могут даже унести — правда, только те посетители, кто в хорошей форме. Бабушке такую папку даже не поднять!
А если информационный стенд напротив двери? Если площадь аптечного пункта не позволяет? Где тогда ставить столик с папками? В проходе?
А еще с этого года аптеки обязали поставить у себя генераторы на экстренный случай отключения электричества. Но не в каждой аптечной организации есть помещение для генератора...
И таких нестыковок, невыполнимых требований очень много. И с каждым годом все больше и больше.
Дистанционный отпуск, что бы ни говорили о его плюсах — еще одна проблема для аптеки. Интернет–магазин делегировал фармацевту все организационные вопросы: принять товар, оформить его, хранить его, отпустить его...
Но, например, посетитель может оформить заказ, а потом сказать, что препарат уже не нужен. И что тогда делать с этим лекарством, которое было заказано для этого человека? Вернуть интернет-магазину?
Как бы не так! Отказ покупателя — не аргумент. Вот и остается аптека с препаратами. Прибыли фактически нет, а вот издержек... Были случаи, когда аптека три года сотрудничала с интернет–магазином, а потом осталась с большим запасом лекарств, от которых отказались покупатели.
А пока… самое обидное, что можно услышать сейчас от пациента: "Эй, продавец! Немедленно проконсультируй меня как врач!"