Росздравнадзор получает новую нагрузку. Хватит ли ресурсов?
Целоусов Дмитрий Геннадьевич
Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма"
Хотя первые попытки воссоздания этой системы в новый российский период были уже определены в 2010 г. с принятием Федерального закона №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Но ни последовавший затем приказ Минздравсоцразвития №757 от 26.08.10, ни информационные и рекомендательные письма Росздравнадзора не позволяют говорить об эффективности работы по выявлению, оценке и предотвращению нежелательных последствий применения лекарственных препаратов.
Кроме того, в мониторинге безопасности практически не были задействованы аптечные специалисты, непосредственно взаимодействующие с потребителями, что подтверждается, в частности, ответами руководителей ряда аптек Москвы и Московской обл. Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма".
Заведующие аптеками единодушны во мнении: фармаконадзор аптеке необходим, аптека должна предоставлять посетителям достоверную информацию о фармпрепаратах. Но для надлежащего исполнения этой функции в аптеке достаточно осуществлять строгий контроль при приемке лекарственных средств.
А вот в отношении вопроса о том, необходим ли аптеке специальный уполномоченный по фармаконадзору, который мог бы собирать сообщения пациентов о побочных эффектах купленных ими препаратов, мнения разделились... ровно пополам. Что вполне объяснимо. Учреждение должности уполномоченного по фармаконадзору влечет за собой ряд дополнительных — в т.ч. и финансовых — вложений (что особенно проблематично для единичных аптек). Например, на создание новой штатной единицы или наделение сотрудников дополнительными (оплачиваемыми) функциями. Потребуется и пересмотр временных затрат: на сбор и оформление документации, передачу лекарства в контрольно–аналитические лаборатории, составление отчетов и т.д.
Аптеки сомневаются в целесообразности идеи с уполномоченным еще и потому, что покупателей, которые жалуются на побочные эффекты от приема лекарств, очень мало. В таких случаях специалисты аптек рекомендуют обратиться к лечащему врачу с просьбой осуществить замену препарата с учетом индивидуальных особенностей. На это требуется время, и нет никакой уверенности, что пациент дойдет до врача. Но этого можно было бы избежать, если бы у нас существовали, как за рубежом, взаимодействие между врачами и аптекарями и возможность разрешать подобные коллизии по телефону.
Когда покупатели сообщали о побочных эффектах, аптеки никуда не сообщали, т.к. нет понимания по главному вопросу "Куда конкретно следует обращаться?"
Некоторые наши участники рассказали, как в нынешних условиях пациент может уберечь себя от неэффективных и небезопасных лекарственных средств.
"Нужно правильно, с помощью доктора, подбирать препараты для своего лечения и ни в коем случае не заниматься самолечением. Очень часто пациент приходит в аптеку и покупает безрецептурные препараты, информацию о которых он получил из Интернета или от знакомых. Но на деле это могут быть совсем не те лекарства, которые ему нужны. И именно поэтому какой-то определенный препарат может ему показаться неэффективным", — считает Ольга Головина, заведующая аптекой ООО "Строитель–2".
Заведующие аптеками сети "Первый Мед" (г. Красногорск) Любовь Жовнерчук и Наталья Матвейчук уверены, что для пациентов должны быть доступны контрольно–аналитические лаборатории.
А генеральный директор ООО "ГудМедикал" Наталья Мостовая советует: "Обязательно консультироваться по выбору препарата с врачом и покупать лекарства в аптеке, которой доверяете".
Что касается передачи фармаконадзора в ведение Росздравнадзора, то аптеки (члены ААУ "СоюзФарма") считают — об этом пока рано говорить. Но серьезным минусом является то, что на Росздравнадзор опять ложится дополнительная нагрузка — и не говорится о том, будут ли для этого выделены ресурсы. В таком случае возникает опасение, что функция перерастет в формальный сбор статистической информации, а качественный анализ безопасности приобретенных препаратов пока не представляется возможным, т.к. не определены четкие и объективные критерии.
В качестве пожелания Федеральной службе: наши аптеки понимают, что Росздравнадзор является надзорным органом и обязан осуществлять контроль, но, вместе с тем, от него хотелось бы получать и больше помощи.