24.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
24.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Тема номера

Система лекарственного обеспечения имеет свои особенности

Фармацевтическая дистрибуция и логистика переживают эпоху перемен в области привычных бизнес–процессов — и в области изменений в регуляторной среде. Конкуренция усиливается.

Иноземцев Герман
PR/GR-директор ГК "Сантэнс", сопредседатель РАФМ

Система МДЛП все активнее и активнее развивает свои операции и вовлекает в обязательную процедуру все больше ассортимента фармпроизводителей и функций логистических операторов и дистрибуторов. Сформировавшийся за более чем двадцатилетнюю историю развития круг крупнейших логистов в фарме, обладающих и опытом, и компетенциями, продолжает пополняться новыми претендентами на место в верхних строках рейтинга.

Появление "Почты России" среди них — часть закономерного процесса по подключению к фармотрасли крупных непрофильных игроков, многие из которых весьма авторитетны в других сегментах бизнеса. Мы будем рады, если появление нового логоператора в лице "Почты России" поможет скорейшему достижению нашей общей цели — улучшить качество жизни пациентов за счет быстрой доставки лекарственных препаратов, с соблюдением всех необходимых процедур по сохранению их должного качества (именно на эти факторы делаем основной упор в своей работе мы сами, параллельно расширяя комплекс оказываемых услуг: фулфилмент, работа в формате "моноканал").

Учиться новым претендентам предстоит очень многому, ведь существует сложившаяся и постоянно эволюционирующая система взаимоотношений производителей, маркетологов, коммерсантов, оптовиков, аптечных ритейлеров и закупщиков медицинских учреждений. Также придется брать в расчет совершенно иную психологию покупок продукции "вынужденного спроса" — а это лекарственные средства, БАДы и лечебная косметика. Не говоря уже о различиях — как в коммерции, так и в регуляторном контроле в двух совершенно различных категориях, а именно — лекарствах рецептурного и безрецептурного отпуска. Система лекарственного обеспечения принципиально отличается, например, от пищевой продукции и в целом от динамики рынка FMCG. Маловероятно, что "Почта России" достигнет быстрого успеха, если не подойдет к адаптации своих принципов и изменению бизнес-моделей предельно серьезно, а в некоторых случаях и радикально.

Для фармацевтического же логоператора федерального масштаба осуществление поставок лекарственных средств и сопутствующей продукции в аптеки, расположенные в отдаленных районах нашей страны, — ежедневная "рутинная" работа. Например, география поставок с наших складских площадок — это вся территория России: от Калининграда до Дальнего Востока. Крупные аптечные сети мы подключаем, как правило, поэтапно, начиная с так называемых пилотных проектов по выбранным регионам, и распространяем затем на все локации сети. Сама транспортная логистика состоит из двух этапов: магистральная и "доставка последней мили", т.е. до самой аптеки. Во всех случаях неизменным остается наш подход к обеспечению высокого уровня качества и оперативности поставок. Мы осуществляем доставку фармацевтической продукции в соответствии c международными стандартами качества — согласно Правилам надлежащей дистрибьюторской практики (GDP).

В целом же в фармлогистике наблюдается активное движение от Third Party Logistics (3PL) к Fourth Party Logistics (4PL), когда современный логоператор берет на себя не только функции по перевозке и ответственному хранению, но и выполняет задачи, связанные с планированием, организацией и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей. Таким образом, 4PL–оператор занимается всеми бизнес–вопросами: от консалтинга до планирования цепочек поставок и управления складскими запасами. Например, мы уже сейчас выполняем функцию 4PL–провайдера, который не только организует логистику, таможенное и ответственное хранение, но и оказывает услуги по маркировке, стикеровке и сопровождению в системе МДЛП отечественных и импортируемых на территорию России лекарственных препаратов, а также формирует систему распределительных центров и обеспечивает ежедневную доставку собранных заказов до аптек. В разработке у нас и организация доставки индивидуальных заказов для интернет-аптек на базе классических аптечных сетей.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Вопрос о вакантности складских площадей остается актуальным
 Мнение специалиста

Власов Гарольд

Управляющий директор фармацевтического 3PL-оператора NC Logistic

В любой ситуации нужно ясно проговаривать все условия
 Мнение специалиста

Пассер Максим 

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию АО «Валента Фарм»

Каким должен быть диалог фармпроизводителя и дистрибутора?
 Мнение специалиста

Еланцева Елена

Коммерческий директор компании «Алцея»

Прозрачность одна из главных потребностей фармрынка
 Мнение специалиста

Варакин Дмитрий

Заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал»

Отношение к товарному кредиту становится ответственнее
 Мнение специалиста

Мещан Сергей

Директор головного офиса аптечной сети «Гармония здоровья» (Красноярский край)

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma