Системе нужна вертикаль управления на уровне Минздрава
Саверский Александр
Президент Лиги защитников пациентов
К сожалению, "нестыковка" коснулась всех мощностей системы здравоохранения.
Роспотребнадзор совершенно справедливо полагал, что в сложившейся ситуации медицинские учреждения — это то место, где должны получать помощь пациенты с коронавирусом — ведь других–то нет. Койки были заняты, и в результате доступ пациентов к плановой медицинской помощи был в ряде случаев серьезно ограничен. В некоторых регионах приостанавливалось оказание всех видов медпомощи, кроме экстренной. При этом Минздрав России плановое лечение не запрещал.
У санэпиднадзора (который входит в структуру Роспотребнадзора) нет задачи оказания плановой медицинской помощи. У Минздрава, напротив, нет прямой задачи по борьбе с эпидемией — что поразительно, однако имеются полномочия как раз в области организации процесса помощи пациентам. Строго говоря, этими полномочиями располагает даже не Минздрав, а региональные управления здравоохранением (которое подчиняется не федеральному министерству, замечу, а губернаторам).
Первый организационный вывод, который здесь напрашивается: санэпиднадзор нужно вернуть в подчинение Минздрава России, чтобы действия в процессе борьбы с эпидемией были согласованными. Потому что мы до сих пор получаем заявления и жалобы, связанные с недоступностью медицинской помощи в эти месяцы. Пострадали даже кардиологические больные. Невозможно было, например, провести операцию стентирования. Был случай, когда «скорая» вынуждена была возить человека по трем больницам и везде отказывали в помощи в связи с эпидемиологической обстановкой. К сожалению, человек погиб...
Ко многим пациентам не могла приехать "скорая". Вспоминается недавний случай смерти молодой мамы: у женщины от перегрузок развился инфаркт, а из-за перегруженности службы "03" к ней несколько часов не мог выехать реанимобиль.
"Замерла" в начале пандемии онкологическая помощь, что подтверждает и Росздравнадзор. Были проблемы с помощью специализированной и высокотехнологичной. Беременным женщинам было трудно попасть на консультацию, что в некоторых случаях сказалось на процессе родов.
Проблемы были довольно серьезными. И то, что на сегодня смертность не выросла, связано с одним–единственным фактором: она реструктуризировалась. Например, из–за всеобщей самоизоляции уменьшилось число ДТП. Но одновременно с этим увеличилась роль других причин — в частности, такой, как невозможность получить медицинскую помощь. И в ближайший год статистика смертности продолжит расти — за счет пациентов, состояние которых ухудшилось в эти месяцы.
Следует предполагать также прирост числа погибших... из–за алкоголизма. Такого количества нетрезвых граждан на улицах не было, кажется, с девяностых годов.
Что нужно, чтобы избежать ситуации, когда плановое лечение приостанавливается, и пациенту ничего не предложено взамен?
Главный рецепт понятен: необходима централизация здравоохранения. Ведь именно она обеспечивает управляемость и единство подходов, т.е. доступ к медицинской помощи, равный для всех граждан независимо от региона.
А еще — необходим более вдумчивый подход к медицинской науке. Лекарства и вакцины должны быть проверенными. Их необходимость, эффективность и безопасность должны быть четко и понятно определены. (Вакцина, изготовленная за два месяца, не прошедшая полные клинические исследования, может принести огромный вред.)
Для централизации здравоохранения важно выполнить еще одно условие — удалить систему ОМС. Системе нужна вертикаль управления на уровне Минздрава. Но ни в коем случае не на основе ФФОМС: иначе по-прежнему будут возникать ситуации, когда диагноз становится распространенным (или, наоборот, редким) из-за размеров тарифа на лечение.
У Министерства здравоохранения РФ должны быть и деньги, и полномочия. А сейчас наблюдается региональная раздробленность: территориальные фонды ОМС — отдельно от Минздрава, здравоохранение субъектов федерации (не подчиняющееся Минздраву напрямую) варьируется в зависимости от региона... Ситуация неуправляема из федерального центра, а значит, именно здесь и нужно искать решения.