Рудько Александр
Генеральный директор технологического центра "НоваМедика Иннотех"
Эти предприятия, в основном, — представители мелкого и среднего бизнеса. Они не могут позволить себе инвестиции в оборудование по маркировке при небольших объемах поставок в Россию. Ситуация грозит уходом с нашего лекарственного рынка большого количества импортных "нишевых" продуктов, важных для российских пациентов. Если это произойдет, пациенты и их близкие будут вынуждены самостоятельно решать проблему ввоза необходимых лекарств из–за рубежа, что крайне сложно, а зачастую и невозможно.
Однако ситуация не патовая. Вопрос по маркировке можно доверить партнерам из числа отечественных производителей на контрактной основе. Конечно, это довольно эксклюзивная история, и далеко не все российские фармпредприятия готовы предоставлять услуги по маркировке небольших партий препаратов. Наш технологический центр видит свою миссию в том, чтобы помогать с маркировкой компаниям–партнерам, не имеющим для этого в России собственных мощностей. Несколько мелких и средних импортеров, не имеющих производственных возможностей в нашей стране, уже обратились к нам с таким вопросом.
Есть среди поставщиков и те, кто считает, что маркировка несет слишком большой клубок проблем, который малому бизнесу вряд ли кто–то поможет решить. Поэтому проще отказаться от ввоза подобных препаратов, чем пытаться преодолеть все барьеры в одиночку. Мы призываем отечественных производителей по возможности помочь иностранным производителям "нишевых" препаратов с маркировкой на контрактной основе по нашему примеру.
Конечно, введение маркировки несколько осложнило нашу жизнь. И прежде всего — из–за весьма низкой скорости реагирования системы МДЛП. Дело в том, что срок предоставления обратного отчета может составлять как час, так и все 6 часов. И пока мы ждем отчет, вся производственная цепочка лекарственных препаратов останавливается. Это критически долго: работа тормозится.
Еще одна проблема заключается в том, что зарубежные компании не понимают, что значит "Честный знак"? Должно же быть несколько операторов, важна конкуренция - это нормально для других стран. А Россия, увы, выпадает из общего IT-пространства, разрабатывая отдельную систему маркировки, когда весь мир стремится к унификации.
Что еще вызывает недоумение… Достаточно часто в системе маркировки проводятся проверочные и профилактические работы. Причем, по неясной нам логике, происходит это преимущественно в рабочее время — в самый разгар дня. Для сервисной организации это странно. Проводить технические работы нужно поздно вечером или в ночные часы, чтобы не мешать производственным процессам своих клиентов.
Многие этот год работали в упрощенном режиме маркировки. Но мы работали сразу в "боевом режиме", потому что препараты, которые мы производим, подлежат обязательной маркировке.
Пока система еще не налажена на все 100%, введение административной ответственности будет больше нервировать специалистов, чем дисциплинировать. Надо хотя бы год еще поработать, чтобы все участники маркировочного процесса к нему привыкли, а нерешенные пока технические задачи нашли ответ. Тут сложности даже не только в функционировании системы МДЛП. Есть еще много вопросов к производителям оборудования. Его доработку и донастройку приходится проводить прямо в процессе работы.