23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Ситуация с лекарственным обеспечением в целом стабильная

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 №178–ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия РФ по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в рамках государственной социальной помощи с 2008 г. переданы субъектам РФ.

Пресс–центр Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)

К ним относится определение потребности и осуществление закупок лекарственных препаратов, а также организация обеспечения населения препаратами, закупленными по государственным контрактам.

В настоящее время лекарственное обеспечение на амбулаторном этапе осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов.

В рамках федерального бюджета — это реализация регионами переданных им полномочий РФ по осуществлению закупок лекарственных препаратов для государственных нужд и организация обеспечения ими отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ–178 и реализация постановления Правительства РФ от 26.12.11 №1155 по госзакупкам программы «высокозатратные нозологии».

За счет средств региональных бюджетов обеспечиваются отдельные категории граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ №890, а также пациенты с редкими (орфанными) заболеваниями.

В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в субъектах РФ.

Текущую ситуацию с лекарственным обеспечением в рамках государственной социальной помощи в целом можно характеризовать как стабильную.

По данным органов управления здравоохранением субъектов РФ, по состоянию на начало июля 2016 г. объем товарных запасов лекарственных препаратов, сформированных за счет средств федерального и региональных бюджетов, соответствует более чем четырехмесячной потребности.

В рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в регионах сформированы товарные запасы лекарственных препаратов на сумму 41 291 млн руб., что соответствует приблизительно четырехмесячной потребности.

Для лечения ВИЧ и гепатитов заключены государственные контракты на общую сумму 10 330 млн руб. (67% выделенного финансирования), по которым в субъекты РФ произведены поставки лекарственных препаратов на сумму 7648 млн руб.

По состоянию на 04.07.16 в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26.12.11 №1155 ("высокозатратные нозологии") выписаны и обеспечены лекарственными препаратами 402 246 рецептов на общую сумму 23 656 млн руб. На отсроченном обеспечении находится 31 рецепт.

В рамках реализации органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан выписано и обеспечено 23 221 425 рецептов на сумму 28 582 млн руб. На отсроченном обеспечении находится 3733 рецепта (в 2015 г. — 5287 рецептов).

Доля рецептов, принятых на отсроченное обеспечение (от общего количества рецептов, предъявленных для обеспечения в аптечные учреждения), составляет 0,02% (в 2015 г. — 0,02%).

По результатам контрольных мероприятий Росздравнадзора можно отметить, что в подавляющем большинстве случаев выявляемые проблемы с лекарственным обеспечением носят организационный характер. Наиболее часто отмечаются недостатки в логистике лекарственных препаратов; а также отсутствие:

  • единой информационной системы, обеспечивающей взаимодействие органов управления здравоохранением региона;
  • медицинского информационно–аналитического центра;
  • медицинских и фармацевтических организаций, участвующих в лекарственном обеспечении, а также сопровождение рецепта с момента выписки до получения лекарственного препарата пациентом.

К недостаткам относятся: недостаточный контроль за управлением товарными запасами со стороны органов управления здравоохранения регионов, а также низкая физическая доступность лекарственного обеспечения для жителей удаленных и труднодоступных районов, что в отдельных случаях приводит к невозможности получения своевременной лекарственной помощи пациентами.

В медицинских и фармацевтических организациях выявляются случаи отказов в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные по медицинским показаниям, несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами по выписанным рецептам, отказов в постановке на отсроченное обслуживание при отсутствии лекарственных препаратов в аптеке, некорректного составления медицинскими организациями заявки на лекарственные препараты.

Информация о результатах проверок регулярно доводится до сведения руководителей высших органов государственной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию переданных полномочий, Минздрава России и Генеральной прокуратуры.

Необходимо отметить, что контроль за осуществлением закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, в т.ч. лекарственных препаратов, в соответствии с действующим законодательством РФ отнесен к компетенции Федеральной антимонопольной службы России.

Специализированные
мероприятия