23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Сохранить "схему 702" нужно не для аптеки, а для пациента

У лекарственного коллапса, с которым все мы столкнулись минувшей осенью, есть множество причин. Подчеркну, что в данной проблеме не стоит пенять исключительно на один фактор.

Еськин Сергей
Директор по развитию ФК "ПУЛЬС", генеральный директор маркетингового союза "Созвездие"

Здесь и резко возросший спрос на ряд препаратов, и проблемы с производством и поставкой фармацевтических субстанций… Не стоит забывать также про частичный дефицит тех лекарств, которые включены в перечень ЖНВЛП. Производство многих из них стало попросту убыточным. И, конечно же, проблемы функционирования системы МДЛП.
Вот неполный список трудностей — это только те, которые можно отнести к основным. Что помогло с этим справиться?

Ответ тоже будет содержать не один пункт. Во–первых, переход к ручному управлению и распределению поставок лекарственных препаратов при участии Минпромторга. Во–вторых, оперативные регуляторные мероприятия по корректировке ценообразования на часть перечня жизненно необходимых препаратов. В–третьих, содействие в ускорении процессов по поставке субстанций в Россию. В–четвертых, переход к уведомительному режиму взаимодействия с маркировкой.

Очень качественно и оперативно в рамках регулярных коммуникаций работали дистрибуторы и производители. И еще один из важнейших факторов в решении проблемы с лекарственным обеспечением — самоотверженная работа специалистов аптечных предприятий, которые несмотря ни на что решали проблемы с отпуском имеющихся в наличии лекарственных препаратов.

В ноябре этого года мы провели опрос среди наших аптечных партнеров. И вот их мнение относительно работы в системе МДЛП. Несколько ответов хотелось бы процитировать:

  • Часто возникают ошибки при приемке, отпуске и возврате лекарственных препаратов.
  • Очень медленно сканируются КИЗы при приемке. Бывает, принятый препарат не пробивается на кассе, и это отнимает неоправданно много времени. Если продукция у поставщика не разагрегирована, то статус "принят частично" может быть вечным.
  • Очень часто не приходит акцепт, что затрудняет отпуск.
  • В накладной не помечается, как были доставлены препараты — коробом или поштучно. И вообще, нет какого-то определенного формата: каждая фирма–поставщик помечает маркированную продукцию по–своему. Необходимо ввести один стандарт, чтобы не было путаницы. И обязать поставщиков делить накладную на маркированный и немаркированный ассортимент. Такое ощущение, что некоторым базам трудно нажать на кнопку и разделить, а в аптеке сотрудник пока рассортирует, а потом еще ждать, когда пройдут маркированные препараты (при этом весь остальной ассортимент лежит без движения)…
  • Еще было бы неплохо те препараты, которые поступают коробом, тоже пускать по отдельной накладной и делать специальную пометку.
  • Не решены задачи по инвентаризации, а конкретно — приведение в соответствие остатков.
  • Ответ идет слишком долго. Если бы не уведомительный режим — потеряли бы всех посетителей.

Постарался не учитывать наиболее болезненные комментарии, но очевидно следующее: на сегодня процесс работы всех участников лекарственного обращения в системе МДЛП не достиг той степени совершенства, чтобы стало актуальным отказаться от уведомительного режима. И вопрос, наверное, не только в той проблематике, которая есть в самих рабочих процессах, а в том, что снова появятся проблемы в лекарственном обеспечении. Все то, что мы так тяжело и затратно решали в году минувшем.

А вот еще комментарии наших коллег относительно дополнительно возникших трудностей в работе аптечных предприятий.
Существенно увеличились сроки приемки лекарственных препаратов. Маркировка удлинила время доставки заказных позиций покупателю-пациенту из–за необходимости долгой процедуры оприходования лекарств по системе МДЛП. Также она заметно увеличила статьи расходов аптеки на бесконечные обновления ПО в рабочей программе, в том числе и на онлайн–кассе. И "оттрепала" все нервы работникам аптек.

Маркировка очень сильно тормозит работу всех процессов в аптеке: начиная с приемки, заканчивая отпуском. Самое трудоемкое — это приемка препаратов. "Мартышкин труд" — сканирование каждой упаковки, штучки, пластинки… А если недовоз, бой, пересорт, или погас свет, или проблема с интернетом, процесс удлиняется еще ощутимее. Что прямо отражается на возможности отпустить лекарство пациенту.

Увеличение штата и нагрузки, повышение цен и затраты на оборудование, снижение скорости обслуживания посетителей. И стресс.

Очень серьезно увеличилось время приемки препаратов и отпуска по безналичным платежам. Требование пробивать каждую позицию в бумажном чеке отдельной строкой приводит к огромным неудобствам. Например, при покупке 100 упаковок угля активированного будет чек, в котором сто строчек по одной упаковке! Зачем усложнять жизнь? Ведь можно при желании вывести в чек групповой код, при сканировании которого можно попасть на чек в системе "Честный знак" и увидеть все позиции с кодами? Действительно, зачем?

Процессы приемки лекарственных препаратов по времени. А если отменят 702–ю схему, то приемка некоторых наименований вообще приостановится… То есть начнется новый лекарственный коллапс.

Из ответов аптечных организаций очевидно следующее. Во–первых, пока не решены все проблемные вопросы по работе с системой МДЛП. Во–вторых, есть часть неразрешенных проблем во взаимодействиях "дистрибьютор — аптека" и "аптека — разработчик программного обеспечения". В–третьих, текущее состояние маркировки уже существенно увеличило временные и материальные издержки в аптечных организациях, а также в дистрибуции и на производстве лекарственных препаратов. В–четвертых, при отмене уведомительного режима есть существенные риски повторного сбоя в лекарственном обеспечении — и это в период высокой вирусной активности COVID–19. Пострадавшими в таком случае будут, в первую очередь, пациенты, а потом, как следствие, — аптечные предприятия.

Хотелось бы сказать и о новых нормах административной ответственности за нарушения в работе с системой маркировки. Вопрос о том, к чему приведут такие изменения в регулировании, мы тоже задали аптечным организациям, участницам нашего союза. Увы, ответы пессимистичны:

  • Ситуация приведет к закрытию малых аптек и существенной потере нервов, к дополнительным убыткам для всех участников лекарственного обращения.
  • Будут стоять коробы препаратов с неполученным акцептом. И больные не смогут получить лекарства.
  • Может повториться время, когда препараты есть в наличии, а реализовать их аптека не сможет. Например, к нам часто приходили неразагрегированные упаковки и не было подтверждения с "Честного знака".
  • Компьютерные сбои — это очень сложно доказуемый и практически не прогнозируемый процесс. Почему он произошел, кто виноват? Трудно ответить. У нас свет без предупреждения отключают по два раза в месяц. Но ввиду того, что мы не относимся к "потребителям первой категории", электросети не обязаны нас уведомлять.

Как правило, после таких отключений всегда бывают проблемы с компьютерами. Хорошо, если есть программисты близко, а если нет?

  • Нужно продлить уведомительный режим и отменить наказания для аптек.
  • Или отменить маркировку, или оставить уведомительный режим бессрочно.
  • Реально ли защитить аптеку от всего этого? Может быть, только если у нее в штате есть нереально отличный программист. Но такое себе могут позволить только сети аптек, а одиночные и сельские аптеки здесь бессильны. А ведь требования ко всем одинаковы!

Понятно, что никто уже не отменит данного решения. Да и очевидно, что в нем самом заложено много плюсов. Вопрос, наверное, в своевременности и завершенности всех процессов на этапе тестирования. Чтобы этого не происходило в очередной раз в "боевом" или экстренном режиме… Нужен уведомительный режим, нужно его продление как мягкий вариант дальнейшего совершенствования взаимодействия всех участников с системой маркировки.

При ответе на вопрос, как поддержать аптеки в сельской местности и малых населенных пунктах (то есть там, где недочеты маркировки ощущаются особенно остро), мнения наших участников разделились.

Интересен такой ответ: "Нужно подключить все аптеки к оптоволокну. "Ростелеком" это отлично делает, у нас все подключены — и мы в том числе. Но самое главное — ввести в штат каждой аптеки программиста и найти источник оплаты услуг такого специалиста. На данный момент стало очень актуально, чтобы программист был рядом 24/7. А не через два или четыре часа в лучшем случае".

Часть аптек обращает внимание на проблемы с поставками лекарственных препаратов. Поставщикам сложнее работать с малыми населенными пунктами, но это направление необходимо поддерживать и развивать.

Еще ряд аптечных организаций констатирует: варианты решения проблем в провинции есть, но их не так много, и выполнение их не по карману самим аптечным предприятиям. Многие сельские аптеки могут не справиться с нынешними переменами и будут вынуждены закрыться.

Все это означает, что поддержка для аптечных организаций в сельской местности - и в целом в малых населенных пунктах - должна быть комплексной.

А вот на вопрос "Почему важно предложение продлить уведомительный режим для аптечных организаций?" ответ был получен краткий и четкий: уведомительный режим нужно не продлевать, а законодательно утвердить. То есть сделать его не временным, а постоянным.

Если же резюмировать все полученные ответы (в т.ч. и те, которые приводить не стал), то можно сказать следующее: продлевать уведомительный режим нужно не для аптечных организаций, а для пациентов. Именно они могут в очередной раз столкнуться с дефицитом тех или иных препаратов в разгар не самой благополучной эпидситуации.

Отменять уведомительный режим можно только в том случае, когда все без исключения участники лекарственного обращения смогут легко взаимодействовать с системой МДЛП, и количество сбоев будет нулевым. Ведь все–таки главная цель — качественное лекарственное обеспечение для пациента.

Специализированные
мероприятия