20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Спрос восстановлен, цены стабилизировались

Хотел бы отметить положительный факт — по итогам I–III кварталов 2016 г. в рамках коммерческой фармацевтической розницы впервые после кризиса мы зафиксировали признаки восстановления спроса.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Во–первых, растет натуральный спрос на лекарственные препараты, до этого и в 2014 г., и в 2015–м снижались натуральные объемы потребления. Во–вторых, в аптечной рознице стабилизировались цены: если в наиболее яркую фазу кризиса инфляция составила в среднем порядка 22,8%, то за первые 9 месяцев 2016 г. — уже всего 6,4%. Это все же больше, чем было до кризиса, но стабилизация налицо.

Кроме того, инфляция на лекарства заметно ниже, чем в среднем по российской экономике (7,5% за аналогичный период). В–третьих, впервые после кризиса началось перераспределение спроса на более дорогие препараты — пока здесь очень скромные темпы роста, но все же период тотальной экономии, скорее всего, миновал.

Еще одна очень важная позитивная тенденция — серьезные успехи отечественных фармацевтических производителей. За 2015 г. и I–III квартал 2016 г. они увеличили свое присутствие в целом на рынке с 23 до 30,5% в денежном выражении. Такой рост стал возможным, потому что спрос переключался с иностранных лекарств на продукцию российских компаний. А также за счет того, что национальная фармацевтическая промышленность в принципе смогла вывести на рынок довольно большое количество новых продуктов, в т.ч. в дорогостоящем сегменте.

Относительно регуляторной практики особо хотелось бы отметить два факта. Первый — обратите внимание на то, как решалась проблема вымывания дешевого ассортимента (стоимостью до 50 руб.) с рынка. Здесь с самого начала года звучало сразу несколько предложений: разовая индексация цен на лекарства, субсидии производителям и даже полная отмена ценового регулирования на дешевые препараты. Обсуждение длилось примерно 9 месяцев, но в итоге было объявлено, что никаких мер регуляторы принимать не будут, т.к. считают это излишним. На самом деле предложения действительно оказались излишними — сокращение доли дешевых препаратов на рынке хоть и происходит (в 2014 г. на них приходилось 6,2%, а в I–III кв. 2016 г. 5,7% — в деньгах), но в целом не носит критического характера. Плюс у производителей есть возможность поднять цены в индивидуальном порядке, обосновав рост издержек.

Но удивляет скорее другое — то, насколько медленно все обсуждалось.

Если бы ситуация была действительно критической, промедление привело бы к очень серьезным последствиям.

Второй фактор регуляторной политики касается разрешения на продажу лекарственных препаратов в сети Интернет. Ожидается, что мера фактически заработает только в I квартале 2017 г., но в целом законодательная база сформулирована. Остается только сожалеть, что вопрос тоже потребовал нескольких лет согласования — и аптечные сети, которые развивали интернет–канал, оказались в ситуации правового вакуума.

Теперь фармацевтическое сообщество ждет первого квартала нового года — норма должна вступить в действие, но тут надо понимать, что на рынок онлайн выйдут не только интернет–аптеки обычных офлайн–организаций. Важно быть готовыми к тому, что лекарства войдут в ассортимент таких интернет–гигантов, как "Озон", "Юлмарт", "Утконос" и др. Уровень их технологичности и компетенции в сфере онлайн–торговли несопоставим с тем, что может сделать небольшая аптечная сеть. Так что конкуренция в Интернете вырастет однозначно и наверняка приведет к оттоку части спроса и из привычных всем нам офлайн–аптек.

Инициативы по развитию отечественного производства я могу оценить только положительно. Здесь нет и не может быть другой оценки. Почему? Увеличивается количество рабочих мест, налоговых отчислений в российскую экономику, начинают сокращаться расходы системы здравоохранения (цена на отечественные препараты — ниже), повышаются профессиональные компетенции специалистов и т.д.

Другое дело, что отдельные инициативы в рамках развития производства можно воспринимать неоднозначно.

В этой связи я хотел бы назвать инициативу, которая появилась в рамках общественной организации "Деловая Россия". Представители структуры выступили с критикой проекта трехступенчатых преференций для российских производителей (они предлагают отдать безусловный приоритет в госзакупках тем компаниям, которые в нашей стране производят в т.ч. фармацевтические субстанции). Демарш выглядит странно сразу по нескольким причинам.

Во-первых, он тормозит развитие производства полного цикла. Во–вторых, стимулирует к созданию схем по доступу на рынок иностранных продуктов, которые проходят в России лишь последние стадии производственного цикла, и девальвирует саму идею развития отрасли. В-третьих, это предложение содержит в себе признаки конфликта интересов: председатель "Деловой России" является владельцем компании "Р–Фарм", которая занимается в т.ч. локализацией производства продукции отдельных иностранных фармацевтических компаний в нашей стране.

Прогнозы на 2017 г. делать сложно. Пилотные проекты лекарственного возмещения, о которых говорят сейчас, рынку в целом не дадут… в общем, ничего. Другое дело, что их проведение — один из обязательных этапов перехода на систему лекарственного страхования. Пока пилоты не проведены, очевидно, что и переход этот состояться, наверное, не сможет.

Сама по себе модель лекарственного страхования, безусловно, с организационной точки зрения более правильна, нежели система списочная, которая действует сейчас. Но ее внедрение требует тотального изменения организационной системы отечественного здравоохранения, а сейчас в этом отношении сделано очень немного. Недавно министр здравоохранения заявила, что переход на страховую систему для льготных категорий граждан может быть осуществлен в ближайшие полтора–два года. Чтобы этот план реализовать — нужно проделать огромную работу.

Процесс формирования единого фармацевтического рынка ЕАЭС завершен пока только формально. В реальности целый ряд норм вступает в действие в перспективе до 10 лет. Гармонизация процессов должна в теории снизить расходы тех производителей, которые работают одновременно в нескольких странах, облегчить процессы экспорта и привести к развитию конкуренции. Но повторюсь — это перспективы не 2017 г., а более далекие.

Цены на лекарственные препараты будут стабилизироваться вслед за улучшением экономической ситуации в нашей стране — пока здесь есть поводы для осторожного оптимизма. Но в целом обстановка пока далека от стабильности. Если цены и благосостояние населения будут хотя бы на уровне тех показателей, которые были достигнуты по итогам III квартала, — это станет уже очень серьезным достижением и позволит развиваться. Розничный фармрынок в новом году может показать динамику на уровне 10–12% в руб.

Что касается цен, то хотелось бы отметить активную позицию ФАС; ведомство сейчас проводит большую работу по борьбе с завышением цен на лекарства на российском фармацевтическом рынке. Служба сравнила цены на лекарства в нашей стране с ситуацией в референсных странах и выявила несколько десятков лекарственных средств с завышенной стоимостью. Пока компаниям предложено внести изменения добровольно — затем, очевидно, последуют менее популярные меры. Кроме того, ФАС сейчас препятствует завышению цен и на этапе регистрации препаратов, эта активность, очевидно, будет только расти.

Еще одно важное событие 2016 г. — аккредитация. Пока еще рано говорить о результатах перехода, процесс только запущен. Аккредитацию в этом году прошли лишь выпускники фармацевтических и стоматологических вузов — это очень скромная часть тех специалистов, которые работают в отрасли.

Саму непрерывность дополнительного образования можно только приветствовать. Ситуация, когда специалисты раз в 5 лет проходили сертификацию, полностью себя дискредитировала и превратилась в систему выдачи бумажек за денежное вознаграждение. Образовательная ценность стала минимальной.

Сейчас важно не допустить, чтобы новый подход превратился в ту же систему, только с ежегодными отчислениями. Для этого нужно сделать еще очень многое: сформировать систему обучения, которая каждый год будет актуализировать учебную программу, обеспечить удобный доступ к курсам и лекциям, в т.ч. с помощью онлайн–технологий.

А что касается первого опыта аккредитации… В Первом Меде в этом году выпускники не могли получить документы об успешном ее прохождении фактически полгода. Полгода! Проблема, как объясняли в вузе, была связана с тем, что не успели напечатать бланки.

И это ведущий медицинский вуз страны! Казалось бы, чепуха, но студенты, которые прошли обучение, получили дипломы и вышли на работу в аптеки, могли формально работать только в качестве стажеров, получая соответствующую заработную плату. Хотя выполняли функционал полноценной ставки провизора. По–моему, довольно красочная иллюстрация.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban