У распределительной системы много минусов
Стебенкова Людмила Васильевна
Председатель Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы
Что происходит? Например, на аукцион выставляются 800 международных непатентованных наименований (МНН) льготных лекарственных препаратов, а поставщики приходят только на 600, а 200 препаратов им не интересны с экономической точки зрения. Но этими "не интересными" им препаратами все равно необходимо обеспечить людей. Начинаются закупки малыми партиями, но это не спасает ситуацию. Объявляются новые конкурсы, приходят другие поставщики, и так до бесконечности. В этом основная проблема распределительной системы: сбои возникают из-за того, что зачастую нет поставщиков, желающих поставлять препараты по тем ценам, по которым государство готово покупать.
При распределительной системе мы должны четко рассчитать количество препаратов. Но бывают ситуации, когда каких–то препаратов может потребоваться больше запланированного. Например, люди, имеющие льготы, не ходят в поликлиники, и поэтому нигде не учтены. А тут вдруг пришли, и мы обязаны их обеспечить. Или они недавно получили инвалидность, а мы на них при закупках препаратов не рассчитывали. Именно поэтому в течение года мы дважды проводим торги. Это большие минусы распределительной системы.
Сейчас пациенты обращаются с жалобами на перебои в получении препаратов значительно реже, чем раньше, потому что вопрос лекарственного обеспечения полностью финансово решен.
Чем еще плоха распределительная система? У нас к вопросу лекарственного обеспечения непосредственно привлечены главные врачи лечебных учреждений, хотя они никоим образом не отвечают за поставки этих препаратов. Это дело определенных отделов Департамента здравоохранения Москвы, а в перспективе — государственного бюджетного учреждения "Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы".
Улучшить ситуацию в сфере лекарственного обеспечения может, по моему убеждению, внедрение системы лекарственного страхования, но для этого нужно принять соответствующий федеральный закон. Тогда, наконец, мы освободим наших главных врачей от такой заботы, а аптеки — от необходимости при отсутствии лекарства брать рецепт на обслуживание и доставлять препарат в течение 10 дней.
Закон о лекарственном страховании (возмещении) станет выходом из ситуации. Человеку выписывают рецепт, он приходит с ним в аптеку, там узнает, что МНН соответствуют 10 торговых наименований. Определенный препарат пациент может получить бесплатно, а за другие доплатить собственные средства. Расходы аптек будут покрываться страховыми компаниями. Мы ждали принятия закона в этом году, но из–за кризиса этого не произошло. Да, это финансово емкий проект, но он решит вопросы с обеспечением населения лекарствами и медицинскими изделиями. Если в цивилизованных странах механизм лекарственного страхования работает, почему он не может работать у нас в стране?