24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

В 2020-м перечень ЖНВЛП путали с минимальным ассортиментом

Работа с лекарственными препаратами из перечня ЖНВЛП доставляла и доставляет очень много хлопот аптечным организациям.

Преснякова Виктория
Директор СРО "Ассоциация независимых аптек"

Сначала это были недоработки программного обеспечения, которое при расчете розничной цены аптеки не всегда учитывало наличие копеек в цене, что приводило к завышению или занижению конечной розничной цены аптеки и поэтому являлось предметом многочисленных проверок со стороны контролирующих органов.

Как только данный вопрос с разработчиками ПО в общей массе был решен, все чаще стал возникать новый вопрос — по заполнению протокола согласования цен, который начал приходить от дистрибуторов в электронном виде. Поскольку не все аптечные организации на момент прихода электронного протокола имели оформленные УКЭП, то документ оставался незаполненным со стороны аптечной организации, что также служило основанием для привлечения аптеки к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (согласно которой административный штраф для юридических лиц составляет сто тыс. руб.). Распечатка электронного протокола и заполнение его в рукописном формате не всегда признавались контролирующими органами надлежаще оформленным документом — ведь в постановлении Правительства РФ от 29.10.10 №865 о государственном регулировании цен на ЖНВЛП в п.10 Правил формирования отпускных цен на лекарственные препараты прямо указано, что «протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя». Об этом же предупреждала и ФАС России в своем письме от 26.02.16 №АК/11825/16 "Об оформлении протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Существуют и иные трудности технического характера при работе с перечнем ЖНВЛП в аптечной организации. Например, зарегистрированные цены производителя необходимо уточнять (проверять) на одном ресурсе, установленные в регионе оптовые и розничные надбавки — на других ресурсах. Перечень ЖНВЛП очень велик, и размещение его бумажного варианта (с изменениями и дополнениями) для информирования посетителя во исполнение требований ст. 63 Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» весьма затруднительно, а доведение до покупателя необходимой информации в электронных форматах не всем аптекам доступно. Кроме того, не все покупатели могут самостоятельно ознакомиться с перечнем и найти нужную информацию, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и недопониманию между аптечным работником и покупателем-пациентом.

Осуществление контроля над формированием цен на ЖНВЛП исключительно в аптечных организациях несправедливо, поскольку применение надбавок и расчет цены оптовыми организациями также должны осуществляться в соответствии с действующими нормами. Отсутствие контроля над ценами на ЖНВЛП при их реализации оптовыми организациями приводит к некорректному документальному заполнению протокола согласования цен, что затрудняет приемку товара и последующий расчет розничной цены.

С введением 1 июля 2020 г. обязательной маркировки затруднения коснулись не только препаратов из списка жизненно важных, но и всех остальных лекарств. Добавила проблем аптекам и ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции, и освещение СМИ вопросов лекарственного обеспечения и работы аптек в сложных эпидемиологических условиях. Многочисленные представители общественных организаций потребителей и некоторые сотрудники контролирующих органов не видели разницы между перечнем ЖНВЛП и минимальным ассортиментом — наличие которого, действительно, должно соблюдаться аптеками в соответствии с норимативными документами: Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", постановлением Правительства РФ "О лицензировании фармацевтической деятельности", приказом Минздрава России "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения". Поэтому требования по обязательному наличию препаратов из Перечня ЖНВЛП в аптеке стали часты в период пандемии.

К сожалению, осуществляя регулирование цен на ЖНВЛП, государство учитывает только потребности конечного потребителя, т.е. пациента. И это, возможно, и правильно. Однако лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП содержат все виды и формы лекарственных средств, требующие особых условий доставки, хранения, перевозки и т.п., и издержки аптек не покрываются разрешенными государством надбавками.

Таким образом, социально важная функция лекарственного обеспечения выполняется аптекой за счет ее собственных ресурсов, которые весьма ограничены (особенно в нынешних условиях), фармацевтическая услуга, оказываемая аптекой, остается без оплаты.  Такие проблемы сегодня могут обернуться закрытием аптеки завтра, что значительно осложнит задачу своевременно обеспечить пациента лекарством.

Специализированные
мероприятия