В одиночку аптеке не справиться
Не хотелось бы вновь делать акцент на, безусловно, самом важном итоге года — как аптечный ритейл и отрасль в целом защитили лекарственные средства от продаж в торговых сетях.
Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор СРО "Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма"
Да, была активность, люди болели за дело, которому отдали всю жизнь. Но в целом консолидацию профессионального сообщества считаю крайне низкой — для такого большого числа аптечных организаций. Это значит, что нашей ассоциации "СоюзФарма" есть над чем работать, куда стремиться. Ведь в России еще много единичных аптек. Мы понимаем и всю сложность нашей деятельности — ведь по большей части такие аптеки расположены не в крупных городах.
Второй момент — анализ ситуации на рынке показывает, что в течение года очень многие единичные аптеки прекратили свое существование: были проданы или закрылись. Значит, ситуация в ритейле — вовсе не позитивная. И настоящие специалисты разочаровываются. Если раньше было понимание, что они выбрали достойную профессию, призванную, в первую очередь, служить людям, то теперь все переводится в денежный эквивалент и подчиняется законам бизнеса.
Теперь о конкуренции, которая выражается в основном в ценовом противостоянии. Нашим, единичным, аптекам недоступны блага в виде маркетинговых бюджетов. Об этом они лишь читают в прессе. Такая тенденция перейдет и в 2019 г. Но очень бы хотелось, чтобы и государство, и уж тем более министерство здравоохранения как наш основной регулятор все-таки переосмыслили свое отношение к аптекам и оказали поддержку.
Что мы наблюдаем? На протяжении последних лет складывается угнетающий информационный фон в отношении аптек. Не буду воспроизводить нелестные "эпитеты" в СМИ, характеризующие и аптеки, и работающих в них сотрудников, и выливающиеся на них претензии покупателей к ценам на лекарства, подозрения в части их надлежащего качества. Не говоря уже о бесконечном контроле, проверках… Многие руководители просто морально устали.
Ассоциация "СоюзФарма" эмоционально пропускает через себя все тяготы и сложности, в которых живут аптеки. И мы не снимаем с себя ответственности за сложившуюся ситуацию, стараемся помочь аптекам. В том числе, как это ни покажется странным, с помощью своего общественного инспектората.
Да, проводя собственными силами такой ежеквартальный аудит деятельности аптек, мы делаем их менее уязвимыми для контролирующих органов и более квалифицированными в работе с покупателями–пациентами.
Поскольку экономическая ситуация воздействует на участников всех секторов отрасли, мы видим, что изменилось и отношение дистрибуторов к аптечным организациям — произошло ужесточение кредитно–денежной политики, сократились сроки отсрочки платежей.
Дистрибутор требует финансового обеспечения и гарантий на закупаемые товары. В свою очередь, аптекам не хватает индивидуального подхода. Переход на электронное взаимодействие полезен с точки зрения упрощения и формализации бизнес-процессов, но в то же время он лишает прежнего живого общения. Здесь все–таки надо искать баланс. Ментальность людей не успевает так быстро перестроиться.
Если говорить о планах на 2019 г., то по-прежнему главной нашей задачей считаем консолидацию участников фармацевтической отрасли. Важно выявлять и учитывать мнение специалистов, работающих не только в центральных регионах.
Мы планируем сосредоточиться на приведении в соответствие отдельных норм законодательства, которые негативно сказываются на практической деятельности аптек — это тренд, который характеризовал региональные конференции Ассоциации в 2018 г.
Сейчас, завершая годовой цикл, анализируем все высказанные замечания и несоответствия, обобщаем и будем облекать их в конкретные предложения.
Очень интересный вопрос "Как розница готовится к обязательной маркировке?". Так вот, понимание, как это будет происходить, еще не дошло до аптечных организаций. Они пока сторонние наблюдатели, причем не по их вине. Пока и производители–то не могут понять, что делать с появившейся буквально осенью обязательной криптозащитой. На региональных конференциях Ассоциации представители Росздравнадзора информировали: в среднем сроки погружения аптек в систему составляют от 6 до 14 месяцев. Так что времени на раскачку просто не остается. Вот первый звоночек уже и прозвучал.
На конференции, прошедшей в декабре в Москве, представитель единичной аптеки — "первопроходец", самостоятельно решивший пройти Рубикон, столь детально описал технические подробности встраивания в процесс маркировки, что стало понятно — поодиночке аптекам не справиться.
Поэтому в 2019 г. мы планируем взять на себя координацию действий всех заинтересованных сторон вплоть до погружения в техническую сторону вопроса.
Безусловно, как и раньше, будем уделять внимание повышению квалификации специалистов, активнее вовлекая их в дистанционные формы обучения.
Но, самое главное, говоря о планах на наступающий год, мы будем делать ставку на выявление потребностей наших участников. Чтобы наша деятельность приносила практическую пользу.