Главная // Тема

Важен не формат аптеки, а ее подход к фармдеятельности

Мы работаем с аптечными сетями как по прямым договорам, так и по маркетинговым (на оказание нам услуг по представленности наших препаратов).

Чистяков Павел
Директор по коммерческим операциям и управлению доходами компании "Санофи"

При этом, конечно, для нас критичны принципы работы — нам важно, чтобы аптечная сеть вела свою деятельность максимально прозрачно. Чтобы она обладала понятной стратегией развития. Чтобы у нее была внедрена система отчетности с возможностью предоставлять нам отчеты о проделанной работе, о продажах в утвержденном "Санофи" формате.

Мы заинтересованы в дальнейшем развитии аптечного сегмента как неотъемлемой части российской фармацевтики — ведь в конечном итоге выстраивание цивилизованного фармацевтического рынка должно принести пользу всем его участникам. Включая как производителей, аптеки, так и конечных «потребителей» фармацевтической продукции — собственно пациентов.

В оценке результативности маркетинговых акций мы применяем комплексный подход: изучаем ее как на основании отчетов, которые предоставляет контрагент, так и на основании результатов собственных аудиторских визитов.

Поскольку выступаем за прозрачность и честное развитие рынка — приветствуем любую качественно проработанную процедуру аудита соблюдения аптечными сетями соглашений с производителями. Важно только, чтобы аудит проводили независимые от аптечных сетей, производителей, дистрибуторов эксперты или инстанции.

Конечно, при этом, прежде всего, должно быть получено согласие самих аптечных сетей на такие проверки. И конечно, в целом мы уверены: чем больше у нас на рынке прозрачности в работе, тем лучше для всех вовлеченных сторон.

Сегодня в России есть разные форматы аптек: например, современный — со свободной выкладкой товара, размещенной по категориям. Когда "потребитель"–пациент может подойти к витрине, взять упаковку препарата в руки, внимательно ее рассмотреть, прочитать информацию на упаковке и при необходимости получить профессиональную консультацию фармацевта.

Тем не менее подавляющее большинство аптек в нашей стране — так называемые традиционные, с закрытой формой выкладки, такие аптеки, где пациента от фармацевта отделяют витрины, на которых выложен лекарственный ассортимент. Форма аптеки определяется, конечно, ее собственниками, менеджментом.

При этом современная форма для продуктов безрецептурного отпуска, на наш взгляд, более предпочтительна, поскольку позволяет пациенту ознакомиться с препаратом быстрее. И зачастую нет необходимости дополнительного вовлечения фармацевта.

Тот же факт, что большинство аптек — традиционного формата, в первую очередь, обусловлен экономическими факторами. Такими, как площадь помещения аптеки. Например, потому, что не всегда у владельца есть возможность арендовать большую площадь.

Еще один формат — аптеки, которые находятся внутри ЛПУ или в непосредственной близости от них. Такие аптеки пользуются, как правило, большой популярностью, обусловленной территориальной близостью учреждения, где делаются назначения лекарственных препаратов.

Если же говорить об условиях партнерства — тут ключевое значение играет не столько формат аптеки, сколько ее подход к ведению деятельности, прозрачность в работе, способность предоставлять партнеру в лице производителя различные отчеты по продажам, маркетинговым услугам, а также возможность строить совместные планы.

Именно такие клиенты для нас предпочтительны.

Еще один важный вопрос в развитии аптечного сегмента — конечно, готовность к регулированию деятельности, по аналогии с западными странами.

Так, во многих государствах Западной Европы действует квотирование аптек, т.е. на определенное количество населения (порядка нескольких тысяч человек) можно открыть только одну аптеку. Кроме того, владелец аптеки должен иметь высшее фармацевтическое образование, быть не только владельцем, но и одновременно управляющим.

Таким образом, владельцы бизнеса и сам бизнес защищены законом. Есть гарантии будущего, определенная последовательность и предсказуемость в работе.

У нас же на данный момент достаточно иметь лицензию на ведение аптечной деятельности. Все остальное — это сугубо коммерческие факторы в борьбе за кошелек потребителя (цена на продукцию, возможность арендовать помещение, маркетинговые акции и пр.).

Понятно, что далеко не все инициативы, внедренные на Западе, могут сработать в России. Но нам кажется, что более тщательное регулирование аптечного сегмента государством, введение большей прозрачности для участников за счет регуляторных инициатив стало бы хорошей основой для дальнейшего совершенствования аптеки в направлении цивилизованного фармацевтического рынка. И для последовательности и системности в его развитии.

Для нас главное — это системное развитие сотрудничества с партнерами, которое велось бы ответственно, честно и в рамках зафиксированных договоренностей.

Мы за прозрачный и открытый подход в работе, ведь конечная цель нашей деятельности — обеспечение пациентов России самыми современными лекарственными препаратами.

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X