Важны нормальные деловые отношения и взаимопонимание
Тиунов Константин
Директор департамента по коммерческим вопросам аптечных сетей "Юнифарма" и "Росаптека"
Была и вполне ожидаемая реакция участников товаропроводящей цепи на изменения: производители и дистрибуторы останавливали отгрузки и/или повышали цены, уменьшали лимиты, сокращали отсрочку или переводили аптеки на предоплату. Сейчас, в мае, аптечные организации сталкиваются с последствиями возросшего спроса, а также с предыдущими закупками по увеличенным ценам, при том, что в мае объемы выручки, как и закупочные цены — сократились.
Только ритмичная работа позволяет снизить напряженность ситуации и оперативно решать возникающие вопросы. Сегодня как никогда ценны именно нормальные деловые отношения, взаимопонимание и поддержка добропорядочных участников фармацевтического рынка. К сожалению, наблюдаются и крайности, как со стороны дистрибуторов и производителей, так и со стороны аптек. И то, и другое недопустимо и вредно. Нужно искать решения появившихся проблем с учетом интересов покупателей в первую очередь…
Что касается роста издержек в аптечных организациях, то основной его причиной является в первую очередь снижение валовой прибыли. Помочь аптекам в данной ситуации могут партнеры — дистрибуторы, производители, маркетинговые и профессиональные ассоциации. Такая помощь существует на протяжении последних лет и выражается в повышении эффективности деятельности аптечных сетей, ее автоматизации, выстраивании бизнес–процессов, внедрении на практике правил НАП, повышения профессионализма фармацевтов и провизоров путем дополнительного образования.
Но, к сожалению, нельзя помочь тому, кто этой помощи не хотел и не хочет. На мой взгляд, некоторым предприятиям в периоды турбулентности показано только прекращение деятельности.
Тенденции к массовому закрытию аптек нет — ведь, по данным AlphaRM, ситуация прямо противоположна: по состоянию на декабрь 2021 года аптечных организаций в нашей стране стало больше почти на три тысячи (в сравнении с декабрем года 2020–го). Не увидели мы как крупных банкротств или создания новых крупных аптечных сетей. На место закрытых аптек, как правило, приходят другие и общее число не уменьшается. В основном на рынке, как и раньше, речь идет о сделках слияния и поглощения…
Аптечные сети, даже некрупные, по–прежнему могут компенсировать рост расходов их сокращением и оптимизацией, пересмотром планов по развитию и эффективности действующих аптек, пересмотром ассортиментной матрицы — сведением к минимумум низкодоходных позиций в сторону высокодоходных. Также важно посмотреть на импортный ассортимент с точки зрения возможных перспектив его сокращения. До настоящего момента подобного почти не происходило, однако вероятность наступления дефектуры в связи с ростом цены и снижением валовой прибыли, удлинением сроков поставки лекарств (а иногда и ее прекращением у отдельных дистрибуторов) все еще велика. К сожалению, эти же проблемы затрагивают и отечественные препараты.
Важно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Ведь у производителя и дистрибутора тоже есть операционная эффективность, и работать важно с теми, кто решает возникающие вопросы лучше и быстрее.
Что касается сегодняшних инициатив, призванных поддержать небольшие аптеки, а именно предложений фармацевтических ассоциаций:
- об учреждении льготных налоговых режимов для малых и средних предприятий;
- о повышении лимитов УСН;
- об увеличении оптовых и розничных надбавок на препараты Перечня ЖНВЛП;
- о снижении ставки банковского эквайринга;
- о поддержке аптек в малых населенных пунктах (включая их субсидирование),
то все указанные инициативы — правильные. И в даже в случае частичной реализации они окажут серьезную протекцию аптечному делу по всей стране. Очень важно, чтобы аптеки активнее поддерживали такие предложения и те объединения, которые их разработали.