Вернуть аптеку здравоохранению
Проблем и трудностей у аптеки достаточно много. К основным следует отнести несовершенство законодательной базы и многочисленность контролирующих организаций с взаимоисключающими требованиями.
Умаров Сергей
Президент Фармацевтической ассоциации Санкт–Петербурга и Северо–Запада
А одним из путей решения ряда основных проблем, по нашему мнению, является безусловное и однозначное выполнение п. 35 ст. 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств". В этой норме указано, что аптека — "организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие…".
Данная статья, по нашему мнению, выводит за пределы правового поля понятие "аптечная сеть". Так как если считать аптечную сеть организацией, реализующей функции, упомянутые в данном пункте ст. 4 ФЗ "Об обращении лекарственных средств", то структурные подразделения аптечной сети законом не предусмотрены. Во–вторых, для решения текущих задач и обеспечения качества лекарственного обеспечения необходимо законодательно закрепить требование обязательного вхождения аптечных организаций в состав региональных СРО, на которые возложить ответственность за качество и эффективность работы их членов.
Что касается закона об аптечных сетях, на наш взгляд, этот закон лоббируется... исключительно собственниками вышеупомянутых сетей. И его принятие в каком бы то ни было виде приведет к вырождению специальности провизора (фармацевта) до банального продавца и гибели аптечной организации как учреждения, решающего задачи лекарственного обеспечения лечебно–диагностического процесса.
Положение аптеки сегодня и так неоднозначно. Законодатель в уже упомянутой норме ФЗ "Об обращении лекарственных средств" дал следующее определение — "аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона". Данное определение соответствует существующим реалиям и сложившейся практике и в то же время упоминание о розничной торговле исключает розничные аптеки из состава системы здравоохранения.
По нашему мнению, чтобы вернуть значительную часть аптечных организаций в систему здравоохранения, следовало бы изменить редакцию данной правовой нормы. А именно, представить ее в следующем виде: "аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие реализацию лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии врачебным назначениям, а также их хранение, перевозку, изготовление и контроль в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона".
Что касается реализации лекарств в Интернете... По этому поводу уместно вспомнить высказывание Билла Гейтса: "В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса". К самой форме реализации лекарственных средств через сеть Интернет претензий быть не может. Она позволяет отвечать требованиям времени, расширить круг клиентов аптеки, обеспечить удобство для пациентов, снизить издержки и, как следствие, повысить экономическую эффективность аптечной организации.
Однако, чтобы исключить злоупотребления в этой сфере, право реализовать лекарственные препараты через сеть Интернет должно быть предоставлено исключительно аптекам.