Вернуть аптеку здравоохранению, иначе прогноз неутешителен
Степанов Михаил
Директор аптеки (Поволжье)
С соответствующими льготами и т.д. Отсюда видно и решение вопроса с кадрами в малых населенных пунктах. Вспомните программу "Земский доктор". Почему бы не организовать аналогичный проект для фармацевтов и провизоров?
Грустно, когда фармацию рассматривают отдельно от медицины, вне здравоохранения. Разве во время пандемии аптеки, в особенности аптеки производственные, не вложили свой немалый труд в сохранение здоровья тысяч и тысяч пациентов? И разве не важен их вклад для врача и для системы медицинской помощи в целом?
А пока аптека отделена от здравоохранения, сложность кадрового вопроса будет неизбежной. И складывается она из целого ряда факторов. Первый из них — очевидное противоречие: требования, предъявляемые к сотруднику, не соотносятся с его зарплатой. Речь не о фармацевтических знаниях и навыках, а о различных "товарах дня", СТМ и т.д., и т.п. Можно быть отличным провизором или замечательным фармацевтом, давать грамотные консультации посетителям–пациентам, но при этом быть "никаким" продавцом. И последнее может оказаться важнее первого.
Безусловно, грамотный специалист — залог успеха в работе аптечной организации. Он умеет консультировать, способен отвечать на вопросы и давать советы, к которым прислушиваются. Но приведу в пример часто наблюдаемую ситуацию.
Посетитель пришел в аптеку с неопределенной жалобой. Фармацевт или провизор его консультирует, уточняет необходимую информацию, рассказывает о противопоказаниях и правилах приема. А клиент внимательно все слушает, далее узнает цену, говорит "спасибо" и уходит сравнивать по 4–5 аптекам на "пятачке", что в нескольких сотнях метров. Вернется он или нет, зависит уже от цены, а не от специалиста.
Такое повторяется раз, два, три — и вот высококвалифицированный специалист уже начинает «снижать планку» консультаций. У него попросту опускаются руки…
Плюс продавцы и курьеры стали получать бóльшую зарплату, чем провизоры и фармацевты. Между тем фармспециалист должен выполнять целый ряд задач. Среди них: приемка, следующее за ней остальное взаимодействие с маркировкой, раскладка ассортимента, отпуск, консультация, обучение — в том числе в системе НМиФО, ответы на телефонные звонки, сборка интернет–заказов, соблюдение правил НАП, надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, и еще целый ряд нормативно–правовых актов… Когда при таком напряженном ритме хотя бы пообедать?
В некрупных населенных пунктах, с численностью от 50 до 500 тысяч человек, ситуация осложняется еще и трудовой миграцией. В городах–миллионниках заработная плата выше, плюс молодые специалисты — выпускники учебных заведений — пока еще полны сил и нормально относятся к работе вахтовым методом.
Разочарование в профессии ведет к ее смене. К сожалению, посетители нередко стали агрессивны, в особенности с тех пор, как началась пандемия. Человек, который болеет сам или переживает за близких, находится в стрессе и далеко не всегда сдерживает эмоции. Как результат — многочисленные жалобы на аптеки. А после них — проверки, проверки и еще раз проверки. Как контролирующими органами, так и руководством сети. И административные, и внутренние штрафы очень велики. Может получиться так, что при крайне напряженном труде человек останется практически без средств.
К сожалению, мой прогноз неутешителен. Думаю, что в некрупных городах "эра аптек" будет уходить. В течение 5–7 лет останутся только "центральные" аптеки. А основную роль в лекарственном обращении возьмут на себя интернет–аптеки и маркетплейсы. Посмотрите для примера, что происходит сейчас со службами такси в регионах… Хочется верить, что подобного сценария все же удастся избежать, но...
Если не вернуть аптеку в здравоохранение, все отрицательные тенденции сегодняшнего дня будут только усугубляться. На фоне еще более строгих требований для аптечных организаций с большой вероятностью последуют послабления маркетплейсам. Планы продаж, "товары дня", СТМ и т.д. приобретут еще большее значение.
И, что самое опасное, велик риск замены традиционного фармацевтического образования на полугодовые или девятимесячные курсы подготовки по специальности, например, "фармацевт–консультант без права занимать руководящие должности". Для тех же маркетплейсов такой вариант развития событий будет весьма благоприятен. Так создастся видимость решения кадрового вопроса, а в реальности — обострится еще сильнее.
В нынешних условиях профессия фармацевта и провизора находится под угрозой исчезновения. Главная задача — сохранить ее…