21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Вопрос доверия или недоверия к аптеке очень индивидуален

Усиливаются нападки на аптеки со стороны СМИ, что ж, это вполне объяснимо, аптеки занимают немалую долю рынка, и, очевидно, кому-то это не дает крепко спать. Но и объективные причины существуют, это, например, периодические изъятия фальсификатов, хотя на мой взгляд ситуация не такая уж катастрофическая.

Новикова Юлия Евгеньевна
Заведующая аптекой «Аптека Рогова 17»

Львиная доля аптек дорожит своей репутацией и не хочет серьезных проблем из–за сомнительной прибыли. На самом деле добросовестных аптек несравнимо больше. Самыми заинтересованными, думаю, в принижении роли аптеки, могут быть только производители, хотя и не хочется думать о нездоровой конкуренции.

Да, аптека оказалась в «прокрустовом ложе», являясь предприятием торговли, наполняет ассортимент кроме лекарств товарами, которые могут увеличить продажи, при этом оставаясь учреждением здравоохранения, беря на себя и социальную функцию. Это и лекарственное обеспечение населения на льготных условиях, и бесплатный отпуск лекарств. Как учреждение здравоохранения аптека помогает, минуя врача, приобрести средства от головной, зубной боли, облегчить симптомы простуды. Специалист проконсультирует по препаратам, по дозировке, посоветует купить препарат при легком недомогании. А также порекомендует обратиться к врачу, если клиент недостаточно серьезно относится к своему состоянию.

Вопрос доверия или недоверия к аптеке очень индивидуален. Если клиента внимательно выслушали, профессионально помогли в решении его проблемы, конечно, это увеличит доверие к аптеке. И ситуация обратная — наспех обслужили, продали дорогой ненужный пациенту препарат, — и вот уже у покупателя сложилось самое негативное впечатление об аптеке и ее сотрудниках. Но я хочу сказать, что доверие к аптеке в нашей стране имеет глубокие корни. Это, можно сказать, традиция. А вот недоверие — это приобретение последних лет, когда стали появляться непонятные аптечные киоски и пункты, фальсификаты лекарств, когда в погоне за прибылью был разрешен безрецептурный отпуск серьезных препаратов и масса нюансов, незаметных простому потребителю.

Сколько сейчас муссируется тема и о профессионализме аптечных работников. Да, подготовка аптечных работников также претерпела изменения, поэтому сравнивать, как учили 20 лет назад и сейчас, хуже или лучше, не имеет смысла, на мой взгляд. За эти годы вся аптечная система, да и фармация в общем, изменились, и обучение соответственно должно идти в ногу со временем. Неизменным всегда остается человеческий фактор, в аптеке может работать не каждый человек, тут и знания не помогут, если сотрудник не будет любить свою профессию, обладать определенной коммуникабельностью, иметь сочувствие и сострадание к людям, желание помочь.

Не думаю, что настоящая ситуация с нападками в СМИ на аптеки напрямую связана с недостаточным уровнем профессионализма аптечных специалистов. Это, скорее, какие–то исключения. Думаю, что в основе лежат не столько профессиональные пробелы, сколько требования, которые предъявляются к работнику первого стола и со стороны компании, в которой он работает, и со стороны вышестоящих органов. «Нападающим» многое непонятно в особенностях работы аптек, которые вынуждены выживать в условиях жесткой конкуренции.

И в том, что цены на лекарства высокие, никто не виноват, если пройтись по всей товаропроводящей цепочке. Цены диктует рынок. Но считаю, что в сфере лекарственного обращения государство должно играть более значимую роль, нельзя абсолютно отпустить цены на лекарства. Жизнь современного человека уже не представляется возможной без аптеки. Хотя и несколько лет назад были попытки зафиксировать цены на ЖНВЛП, но ожидаемых результатов мы не достигли. Думаю, государство должно всерьез задуматься о доступности лечения людей с очень серьезными заболеваниями, особенно детей. Чтобы деньги на необходимое лекарство не собирались у аудитории центральных телевизионных каналов, когда, глядя на умирающих детей, рука сама тянется к телефону и сквозь слезы набираешь номер, чтобы послать SMS. Благотворительность – это, безусловно, благородное и нужное дело, но проблема глобальна и ее таким образом не решить. Я сразу думаю, а сколько таких людей не хотят, чтобы их показывали по телевизору или не имеют возможности так громко заявить о своем горе?

Сколько сейчас говорится о том, чтобы передать часть обязанностей по отпуску лекарств, медицинских изделий (определенных групп) поликлиникам (самим врачам) или отдать в продуктовый ритейл. Такие разговоры, считаю, дискредитируют и принижают роль аптеки и фармации как науки, в целом. В наших поликлиниках врачи достаточно загружены, чтобы еще и отпуском лекарств заниматься, да и к тому же обучать врача нужно будет года на 3 больше, чтобы он смог профессионально разбираться в этой области. А продажа лекарств в продуктовых магазинах вообще ставит их рядом с покупкой коробки конфет. Я категорически против. У нас и так врачи серьезно озабочены процветающим самолечением населения, и такой вариант просто стимулирует его дальнейшее развитие.

Мой прогноз на будущее для аптек таков — пока ничего революционного в их развитии не предвидится. Да, будет идти дальнейшее расслоение аптек на очень дешевые и очень дорогие. Первые будут сосредоточены в старых спальных районах, продавая, в основном, лекарственные препараты, предметы ухода за больными. Вторые будут сосредоточены в центре, они и сейчас уже появляются.

Маленькие аптеки и аптечные пункты будут всегда, только постоянно одни будут закрываться, а другие потом отрываться.

Специализированные
мероприятия