Петров Александр
Руководитель подкомитета по вопросам лекарственного обращения, развитию фармацевтической и медицинской промышленности Комитета Государственной Думы по охране здоровья
Фармацевтические вопросы регулярно рассматривают на различных заседаниях, активно обсуждаются с профессиональным сообществом... Именно поэтому в нашем комитете и был создан отдельный подкомитет, предмет работы которого — именно лекарственные препараты и медицинские изделия. А в Государственной Думе создана межфракционная рабочая группа.
Какие же вопросы сейчас — в сфере ее внимания?
Хотел бы начать с тех задач, которые изучаем в нашей подгруппе: государственная регистрация препаратов, регулирование цен, переход на маркировку лекарственных средств...
Принятый закон понятен, но остается ряд еще не решенных проблем.
Во-первых, необходимо, чтобы Правительство представило отчет в Государственную Думу о результатах проведения эксперимента в этой сфере.
Во-вторых, мы как участники рабочей группы очень хотели бы встретиться с организациями — участницами пилотного проекта по маркировке. Прежде всего, встретиться со специалистами из аптечных учреждений, ведь именно они осуществляют розничную продажу населению лекарственных препаратов для медицинского применения. И с руководителями медицинских организаций — в особенности тех, которые работают в государственном секторе.
И есть «базовый» вопрос, который и сейчас звучит на всех совещаниях: какой должна быть маркировка? Мы единодушны в том, что нужен QR-код, который достаточно понятно объясняет происхождение препарата и его движение, и дает возможность узнать, в какой регион и к какому пациенту пришла конкретная упаковка.
А любой человек, приобретая лекарство, может узнать с помощью своего смартфона: не было ли это средство уже продано когда-то? Подлинное оно или фальсифицированное?
То есть многие вопросы сразу находят ответы. Однако возник новый вопрос — о криптозащите. И поэтому мы стараемся разобраться детально, какой она должна быть. Нам не хотелось бы, чтобы криптозащита влияла на стоимость лекарств и увеличивала их на те самые 60 коп., о которых сейчас говорят. Вместе с НДС эта сумма уже дает повышение цен. А там, где есть незначительный, казалось бы, рост, это изменение может быть использовано продавцами и тогда цены на лекарства поползут вверх.
В законодательстве о регистрации лекарственных препаратов действительно сделано много. И даже многие производители говорят: "Спасибо за то, что процедура регистрации стала более прозрачной и понятной". Но еще остались вопросы по экспертизам, доклиническим и клиническим исследованиям, специфическим группам лекарственных препаратов (это, например, радиофармпрепараты, и, соответственно, радиофармацевтические аптеки), инновационным лекарственным средствам.
Много нерешенных вопросов — в той части лекарственного обращения, с которой непосредственно сталкивается пациент. И начинать стоит, казалось бы, с самого очевидного: необходимо четко понять, что лекарства не могут и не должны продаваться в супермаркетах.
А вот биодобавки — пищевые продукты — наверное, можно разрешить для реализации в торговой сети. Ведь они не лекарства.
Дизайн упаковки БАД необходимо изменить — она не должна быть такой же, как у лекарственных средств, потому что не должна создавать у пациента впечатление, что он приобрел именно лекарство.
Подобная задача стоит и в области рекламы фармпрепаратов: она должна стать более четкой и не вводить человека в заблуждение. Ведь как бывает: препарат рекламируют как противогриппозный или противовирусный, а на самом деле это иммуномодулятор или иммуностимулятор. Такого быть не должно! Люди должны понимать, чем они лечатся...
Есть и проблема цены лекарственных препаратов: мы заинтересованы, чтобы пациенту был доступен самый дешевый препарат в своем международном непатентованном наименовании. Но аптека сегодня заинтересована в другом — с десяти рублей за упаковку прибыль аптечной организации гораздо меньше, чем со ста.
Надо все-таки находить решение, чтобы лекарства недорогого сегмента не «вымывались» из аптеки.
Остаются вопросы и по медицинским изделиям, и по регистру фармацевтических работников. Он необходим — его нужно утверждать на законодательном уровне.
И очень важно выделить группы производственных аптек. Очевидно, что у них должно быть больше льгот. Ведь аптечное изготовление лекарств необходимо, а в нынешних реалиях оно не приживается и исчезает...
Нам необходимо понять, какая нужна система для эффективного лечения пациентов. С доступностью лекарств, конечно, хороший вопрос. Горячие головы предлагают сокращать количество аптек, установив, например, расстояние в километр между ними. Я против этого — аптеки, если они живы и работают, никому не мешают. И для пациента, чем больше аптечных организаций, тем лучше. Если они лицензированы, если в них трудятся квалифицированные специалисты, если люди приходят (а если посетители есть, то аптека жива) — не надо сокращать их искусственно.
А теперь об аптечных сетях. В крупных населенных пунктах часто идет псевдоконкуренция: наименования разные, а сеть фактически одна. Это монополия, все-таки нужно создавать честную конкурентную борьбу. Когда под разными брендами работает одна и та же, единая аптечная сеть, когда таким образом происходит укрупнение, проигрывают малые сети и единичные аптеки... Да, для нас как для государства важен показатель цены лекарственного препарата. Да, в сетях цены ниже, но тоже не во всех. Все это — вопросы для изучения и решения.
Мы должны обеспечить максимальную доступность лекарства для пациента, и надо заниматься тем, чтобы не только льготные категории, но и все остальные наши сограждане имели полноценно функционирующую страховую медицину. Возможно, нужно перейти к лекарственному страхованию. Переход к нему тоже вызовет свои вопросы, но необходимость принятия решения по нему назревает давно. Вопрос лекарственного страхования рано или поздно придет в Россию.
Пусть конкретных ответов пока нет, но вопросы надо обсуждать, а решения — находить. Именно поэтому по отпуску лекарств и бюджетному обеспечению ими в нашей межфракционной рабочей группе созданы отдельные подгруппы.