Вопрос о достоверности информации о препаратах пока открыт
Приемлемые формы продвижения лекарственных препаратов — это грамотная и объективная информация о лекарственном препарате, как для специалистов, так и для населения. Она бесспорно должна быть, и предоставлять ее обязан производитель. Нашим рынком утрачено взаимодействие и сотрудничество между работниками здравоохранения в вопросах информационного обеспечения в цепи «аптека — ЛПУ».
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к.ф.н.
В аптеках, например, остается обязательным журнал для регистрации неправильно выписанных рецептов, в советское время он являлся регистратором тех задач, которые необходимо было решать совместно фармацевтам и врачам с целью правильности выписывания рецептов и отпуска населению по ним лекарств. Но на современном этапе вся функция информационного обеспечения о лекарственных препаратах легла на производителя, в большей степени на проводимый ими маркетинг. А фармацевтический маркетинг – это, прежде всего, сочетание фармацевтической этики и классического маркетинга. К сожалению, нашему рынку обращения лекарственных средств над этим необходимо серьезно работать. Фармацевтический специалист сегодня остро нуждается в информации об эффективности лекарственного препарата, т.е. о результатах клинических исследований. Какую информацию может предоставить провизор или фармацевт, если он сам не обладает ею? Вопрос о достоверности информации о лекарственных препаратах пока открыт. По оценкам экспертов рынка, только 24% публикаций содержат анализ всех стадий, включенных в исследования ЛП. Это ведет к искажению реальных данных. За последние 5 лет сведения о 22% проведенных клинических исследований не публиковались вообще, что говорит о проблеме доступа к информации.
Кто виноват и что делать? Сегодня все участники рынка в большей степени самостоятельно пытаются решить все задачи в продвижении лекарственных препаратов, формируют нашу совместную профессиональную позицию относительно регистрируемых законодательно-нормативных актов.
Многие составляющие механизмов продвижения лекарственных препаратов определены ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2012 г. и должен стать базой нового законодательства в сфере здравоохранения. Однако отдельными запретами мы можем вообще оставить специалистов без информации.
Правила определяют многое, но этическая составляющая механизмов продвижения лекарственных препаратов всегда останется за участниками фармацевтического рынка.