Главная // Тема

Выходя на фармрынок, будь готов к длинным дистанциям

Наверное, правильным было бы сказать:"Все еще только начинается". Все наши проекты и активности не укладываются в рамки одного года — у них регулярный и долгосрочный характер.

Преснякова Виктория
Исполнительный директор СРО АСНА

По числу участников мы выросли в разы. Организовали несколько конференций. В качестве экспертов участвуем во всех значимых мероприятиях отрасли. Продвигаем новые обучающие программы, работаем над стратегией СРО и планируем законотворческие инициативы.

Фармацевтический рынок в очередной раз трансформируется и меняется, так что совершенно очевидно — нам некогда останавливаться, чтобы подводить итоги и писать фолиант под названием "Былое и думы". Слишком много еще впереди, требует нашего регулярного внимания, доработок, а главное — времени.

Если говорить про рынок СРО в целом, то основной "фокус внимания" — это перестать быть инертными. Говорят, что старый друг — лучше новых двух. А СРО АСНА умудряется и сохранять старых друзей, и прирастать новыми.

Саморегулирование — это гибкость, изменчивость. Способность соединять и приумножать связи и партнерства. СРО будут работать и приносить пользу тогда, когда станут социальным институтом, живым, берущим на себя новые функции, новую ответственность, подключающим новые ресурсы из разных сфер. В перспективе этот институт должен минимизировать административные барьеры и контрольно-надзорные функции государства. Сделать этот контроль более эффективным, менее обременительным для ритейла, но при сохранении и усилении ответственности перед потребителем–пациентом. Пока это очевидно не для всех. Сейчас самое время консолидировать отрасль именно посредством СРО, структуры, которая по умолчанию обладает значительным влиянием на рынок. Это наш план на будущее и наша агитационная программа.

Как идет подготовка к обязательной в ближайшем будущем маркировке?

Конечно, ожидаются всеобщие страдания. Есть задача — поймать рыбу, но никто ни сетей, ни удочек не предоставляет. Страдать, как всегда, будет покупатель. А бизнес, как всегда, будет нести основные риски.

Мы, конечно, вводим обучающие программы для аптек. Недавно в рамках крупнейшей выставки Pharmtech & Ingredients 2018 состоялось подписание Меморандума о стратегическом партнерстве в области цифровой маркировки и мониторинга движения лекарственных препаратов. Мы договорились о сотрудничестве в следующих сферах: реализации и продвижения совместных обучающих проектов, размещения материалов первого специализированного курса по маркировке Track & Trace Educational Center (TTEC) на площадках участников Меморандума. Уже сегодня мы вместе с партнерами TTEC работаем над учебными планами на 2019 г.

В самое ближайшее время запускаем первый пилотный проект для наших участников — повышение квалификации сотрудников аптечных учреждений в области цифровой маркировки. В начале наступающего года СРО АСНА готовит к выходу и несколько статей на тему маркировки. Но везде "соломку не подстелешь" — это будет сложная задача и для рынка, и для государства, и для потребителя-пациента.

Зато "на выходе" мы должны получить прозрачный рынок лекарственных средств, без незаконного сбыта, контрафакта и фальсификата.

Каков в целом прогноз развития аптечного рынка на 2019 г.? Что должно измениться?

Мы работаем над такими, наиболее вероятными направлениями, как более высокая образованность специалистов на местах, электронный документооборот (в т.ч. в рецептурных назначениях), маркировка, появление полноценных онлайн–продаж... Прогнозы вполне очевидны. Они записаны в "майских указах" президента страны, озвучены в рамках ноябрьского совещания в Санкт–Петербурге и так или иначе обозначаются и решаются нами в рамках законотворческой, конференционной или образовательной деятельности СРО.

Когда только начинаешь работать в фармритейле, грезятся глобальные перспективы: можно столько привнести из фуд-ритейла или позаимствовать из деятельности строительных СРО (саморегулируемые организации в этой области максимально эффективны в России)! Столько законов еще не написано, столько в маркетинге еще не сделано по сравнению с Западом…

Кажется, что можешь свершить миллион подвигов и через пару лет стать супергероем. Но с течением времени становится понятно, что "все еще только начинается", и специалисты, выходящие на рынок, должны быть готовы к длинным дистанциям.

Поэтому во власти и в бизнесе должно быть понимание, насколько сильно зарегулирован фармацевтический ритейл, сколько в нем ограничений, сколько взаимосвязей и сколько рисков может наступить, если вместо последовательной работы каждый на своем месте станет суетиться и выжимать сиюминутные результаты.

Поэтому, если говорить про изменения, нужно помнить, что система движется со скоростью самого медленного элемента. И нам нужно меняться и двигать во власть отраслевые стандарты, отраслевой опыт, отраслевых специалистов, заменять застарелые механизмы современными 

Алтайская Екатерина
Cпецмероприятия
X