08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок

Заглянули в будущее

Участники прошедшего в Санкт–Петербурге Российского фармацевтического форума в ходе дискуссии предположили, каким будет фармацевтический сектор России в 2030 году, как будет развиваться система лекарственного обеспечения, на что обратить внимание и какие острые проблемы и задачи решить.

В своем Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации поставил амбициозную задачу — к концу следующего десятилетия Россия должна войти в клуб стран "80+" (Франция, Япония, США, Германия и др.), в которых средняя продолжительность жизни превышает 80 лет. И речь не только об увеличении количества прожитых лет, но и об их качестве.

Панарина_Астразенека 

Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько принципиальных задач, считают представители российских и зарубежных фармацевтических компаний, работающих на территории нашей страны. Так, Ирина Панарина, генеральный директор компании "АстраЗенека Россия и Евразия", обозначила четыре задачи. Первая — это забота о пациенте с онкологией и развитие общенациональной онкологической программы. Она подчеркнула, что крупные фармацевтические компании, разрабатывая и выпуская эффективные лекарственные препараты для лечения рака, стремятся превратить это заболевание в хроническое. Сегодня онкология в России — вторая причина смертности (15,6%). Каждый год выявляется 500 тыс. человек с злокачественными образованиями. По разным источникам, потребность в онкологической терапии составляет от 120 до 150 мрлд руб. в год, но удовлетворяется она сейчас наполовину. В среднем в нашей стране умирают в год от злокачественных заболеваний 124 человека на 100 тысяч. В Японии самый низкий показатель – 94 человека на 100 тыс.

"Нужны решительные шаги. Речь идет и о модернизации онкологических центров, и о совершенствовании лекарственного обеспечения. К общенациональной онкологической программе надо привлекать международные фармкомпании, особенно те, которые локализованы в России. У нас большая экспертиза в плане разработок препаратов, мы являемся в какой-то мере залогом успеха и местных компаний, потому что они берут все самые лучшие практики и реализуют их на локальном уровне", — сказала Панарина.

Компания "АстраЗенека Россия и Евразия" совместно с другими зарубежными фармкомпаниями давно работает с Ассоциацией российских онкологов. Была разработана молекулярно–диагностическая платформа, позволяющая внедрять персонализированную терапию для онкобольных. Диагностика на уровне ДНК различных мутаций генов дает возможность назначить пациенту правильный, необходимый именно ему препарат. "Государство, чтобы не обанкротиться, должно знать, какому пациенту какую терапию назначать. Мне видится, что включение молекулярно–диагностической платформы для последующей лекарственной терапии в национальную онкостратегию — абсолютно необходимый шаг", — уверена Ирина.

Вторая задача — защита прав на интеллектуальную собственность как предпосылка для развития инвестиций. Нарушение прав на патенты руководитель компании "АстраЗенека Россия и Евразия" сравнила с разбоем, причем системным. На фармрынок вводится контрафакт (до истечения срока патентной защиты оригинатора), регистрируются вторичные патенты без доказательства должной новизны и др.

Ирина Панарина предложила связать МНН с патентом (внедрение государственного патентного реестра), внести законодательное требование о том, что регистрация эффективна с даты окончания патента на оригинатор, усилить ответственность за нарушение патентных прав. "Иначе никакие инвестиции окупаться не будут. Отсутствие защиты прав на интеллектуальную собственность разбивает любую инвестиционную модель", — подчеркнула она.

Третья задача — развитие цифровых технологий здравоохранения. И четвертая — наращивание локального инновационного потенциала в РФ, что уже заложено в программу "Фарма–2030".

Оксана Монж, генеральный менеджер рецептурного бизнеса компании "Санофи в России и Беларуси", говоря об увеличении продолжительности жизни, напомнила о том, что Россия занимает одно из первых мест в мире по числу смертей от сердечно–сосудистых заболеваний. Остро стоит вопрос финансирования профилактики и лечения этих заболеваний. "Важно понимать, в какой обстановке будет развиваться здравоохранение, что будет с нашей экономикой и геополитической ситуацией. Последняя серьезно влияет на инвестиционную привлекательность нашей страны. Мы говорим не только о вкладе экономики, но и о различных моделях (альтернативное ценообразование, возможность прямого диалога между производителем и правительством), которые широко приняты в мире", — отметила Монж. Она остановилась на одной из самых острых тем, обсуждаемых в фармсообществе, — новой методике ценообразования. "С одной стороны понятно стремление государства снижать цены на лекарства — это общемировая тенденция, с другой стороны — мы себя сравниваем с референтными странами, у которых 100% населения, как правило, «покрыто» лекарственным обеспечением, и есть возможность прямого диалога с государством и различных подходов к ценообразованию", — сказала представитель компании "Санофи". К тому же возникает вопрос, когда эта методика будет принята и куда будут направлены средства – в здравоохранение ли, в лекарственное ли обеспечение, и каким будет баланс между инновационными препаратами и традиционными, а также какая часть населения будет включена в систему лекарственного возмещения, какой процент софинансирования будет предоставлен для наших граждан.

Кузин Александр Владимирович

Александр Кузин, генеральный директор отечественной компании "НоваМедика", подчеркнул, что пока еще ни одной стране, входящей в клуб "80+", не удалось войти в него без программы лекарственного возмещения. "У нас тоже нет другого пути", — не сомневается он и уверен, что по крайней мере все присутствующие на форуме выступают за введение программы лекарственного возмещения. Остается сделать шаг в этом направлении: на систему здравоохранения выделен 1 трлн 33 млрд руб., с 2019 г. будет введен электронный рецепт, есть менеджеры, которые должны все это реализовать. По его мнению, лекарственное обеспечение будет введено в нашей стране к 2030 году.

"Что касается системы лекарственного возмещения, не считаю, что это такое уж добро, которое обязательно должно прийти к нам и ввести нас в клуб "80+". У нас есть более насущные проблемы, требующие решения, например, маршрутизация пациентов, которые ходят по кругу и не могут получить правильный диагноз, в т.ч. и в онкологии. Сама система лекобеспечения не является панацеей, у нее есть и отрицательные стороны, когда фармкомпании вовлечены в выписку рецептов, финансирование пациентских сообществ", — такого мнения придерживается Петр Родионов, генеральный директор группы компаний "ГЕРОФАРМ".

Родионов_ЛФ

Говоря об изменениях на фармрынке к 2030 году, он отметил, что усиление локальных игроков и их потенциала будет идти синхронно с увеличением финансирования здравоохранения. Возможно, будет расширена программа "7 нозологий", возможно, что орфанные препараты войдут в федеральный перечень и др. Все это соотносится с новой программой "Фарма–2030". По словам Петра Родионова, объем рынка — один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности и развития локального потенциала. "Если бы наш рынок был совсем маленьким, то никакие компании здесь не появились бы. Если в 2009 году, когда была принята стратегия "Фарма–2020", рынок России был около 22 млрд долл., то рынок Китая на тот момент — около 40 млрд. Сейчас мы остались в районе этой цифры, а Китай вырос до 150 млрд долл. (!), он более привлекательный и потребность в инновациях там выше", — напомнил он.

Гендиректор ГК "ГЕРОФАРМ" также считает, что сохранится умеренное давление на цены, потому что платить за лекарства, которые полностью разработаны и произведены в РФ, легче, чем их покупать, с точки зрения нагрузки на бюджет, ведь деньги будут поступать в виде налогов и возвращаться в систему.

"Оптимистично смотрю на развитие нашего рынка. Объемы его составят 75–100 мрлд долл., 50 на 50 с точки зрения розницы и государственного сегмента. Инструменты поддержки будут направлены на перенос технологических инноваций в Россию, а зарубежные фармкомпании будут локализовать свое производство в нашей стране", — сказал Петр Родионов.

Статьи рубрики фармрынок:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Законы изменят рынок БАД

Культура потребления БАД в нашей стране продолжает формироваться, поэтому данный сегмент рынка последние несколько лет демонстрировал значительный рост. По данным DSM Group, в 2023 году продажи БАД в аптеках составили 127,6 млрд. рублей и 415 млн. упаковок.

В ожидании 2025-го: аптека и вызовы времени

Рост количества аптечных организаций, по всей видимости, приблизился к своему «потолку». Начиная с нынешнего лета, аналитики стали отмечать противоположную тенденцию — к снижению общего числа аптек, несмотря на высокий уровень спроса на лекпрепараты и парафармацевтику.

О новых препаратах нужно размышлять уже сейчас

Эксклюзив

Об аптечном производстве говорят сейчас много, но воз и ныне там. Компания «Р-Фарм» показала, что производственная аптека способна не только изготавливать индивидуальные препараты, но и активно участвовать в создании оригинальных разработок. Почему был выбран этот подход — и чем он полезен рассказывает директор департамента экономики здравоохранения ГК «Р-Фарм» Александр Быков.

Обязательная маркировка медизделий продолжается

Внедрение системы «Честный знак» для МИ проходит поэтапно — на сегодняшний день маркировке подлежат 13 категорий медизделий. Еще по 9-ти видам медизделий проводится эксперимент.