21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Законы торговли принесли в аптеки худшее, что есть на рынке

Вот уже несколько лет на российском аптечном рынке можно наблюдать ситуацию сокращения количества единичных аптечных организаций.

Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма"

Причин тому несколько. Это и изменение роли и места аптек в системе здравоохранения, произошедшее после перехода страны в рыночную экономику, и государственная политика в области конкуренции, и ужесточение конкурентной борьбы с сетевыми структурами, и пришедшие в фармацевтическую отрасль инструменты и схемы работы ритейла.

Каждый из факторов влияния можно было бы кратко охарактеризовать следующим образом: на сегодняшний день аптечные организации в системе здравоохранения не занимают, к сожалению, никакого места… Они оказались вне системы, тем самым нарушилась связь между лечебным процессом и лекарственным обеспечением, составляющим, кстати, его большую часть. Из этого следует, что никакие нормы и меры государственной поддержки на аптечные организации не распространяются, независимо от тех функций, которые они берут на себя (обеспечение сильнодействующими и наркотическими средствами, льготных категорий граждан, профилактика заболеваний и др.).

Отдельного рассмотрения заслуживает политика государства в области конкуренции — идет осознанное сталкивание субъектов в борьбе за место "под солнцем", уверяя, что методика соперничества пойдет пациентам только на пользу; станут более разнообразными и качественными услуги, понизятся цены на лекарственные препараты… На практике же все складывается иначе. В конкурентной борьбе между участниками розничного рынка пациент далеко не всегда получает лучшего из лучших, поскольку, как бы хорошо аптека ни оказывала услуги (к примеру, по фармконсультированию), есть еще вопрос стоимости лекарственного препарата. И здесь единичной аптеке сложно конкурировать по цене с сетевыми структурами, которые могут получать более низкую цену на аптечный ассортимент, заключая прямые контракты с поставщиками (и даже производителями), выбирая большой объем, либо заключив маркетинговое соглашение.

Здесь считаю важным отметить, что до определенного момента мы наблюдали и воспринимали фармацевтический рынок как высокоэтичный, прозрачный, понятный, ведь лекарственные препараты — это не тот товар, который можно и нужно предлагать каждому обратившемуся в аптеку. Однако по истечении времени мы на практике увидели, как законы торговли пришли в аптечную розницу, отчасти привнеся то худшее, что есть на рынке, — в виде объемных соглашений с производителями, некоторого "навязывания" лекарственных средств покупателям в погоне за увеличением "среднего чека", не всегда уместного комплексного предложения.

Я надеюсь, что нам не сразу, но удастся в обозримые временные рамки уйти от рыночной "вакханалии", сделать конкуренцию цивилизованной и добиться признания аптек полноценными участниками системы здравоохранения.

Именно в этом я вижу главную цель саморегулирования, которое поддержали члены нашей организации — ААУ "СоюзФарма". Мы воспринимаем саморегулирование как упорядоченную систему, позволяющую участникам сообщества не только строго придерживаться профессиональных стандартов, но и как "полигон" для апробации и внедрения лучших практик, которые позволят аптекам повысить эффективность их деятельности и качество оказываемых услуг.

Специализированные
мероприятия