БЕЗ ОФЛАЙН–ПОДДЕРЖКИ ОНЛАЙН–СЕРВИСЫ НЕВОЗМОЖНЫ

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Для аптеки это, в частности, системы анализа прайс–листов дистрибуторов и онлайн–заказа товара у поставщиков. Основа работы любой аптечной организации...

Также фармация активно пользуется сервисами, которые помогают потребителям–пациентам найти информацию о наличии товара в аптеках. В частности, в Москве наиболее популярны сервисы https://www.aptekamos.ru и https://www.medlux.ru

Кроме того, последние 3–5 лет особую роль играют всевозможные сайты–интеграторы, которые предлагают аптекам услуги по получению дополнительного заказа товара от дистрибуторов с последующей продажей потребителю (https://apteka.ru/, https://zdravcity.ru/), и сервисы, которые консолидируют и помогают небольшим аптекам и аптечным сетям получить доступ к маркетинговым бюджетам производителей (АСНА, ПроАптека и др.).

Все эти инструменты, безусловно, востребованы, но значимость их в каждом случае уникальна. Они помогают аптеке решать самые разные задачи, увеличивая общую эффективность работы.

Положительно отношусь ко всем легальным интернет–сервисам и агрегаторам заказа, и поисковым системам. И также положительно относился бы к интернет–аптекам... Аудитория таких сайтов — очень обширная, та же aптека.ру сейчас запускает рекламу на федеральных телеканалах — надо понимать, что число пользователей сервиса исчисляется миллионами в год.

Достоверной статистики по этому каналу в настоящее время нет, но надо понимать, что полноценного сервиса по поиску, консультации, заказу и доставке сейчас тоже попросту нет. Ozon попробовал сломать этот барьер, но у него пока очень ограниченный ассортимент.

В бизнесе вообще не бывает готовых правильных решений: все должно диктоваться реальными возможностями и целесообразностью. Конечно, странно видеть крупную сеть без собственного интернет–сайта, но такие примеры тоже есть.

А вот для небольших структур все упирается в наличие соответствующих специалистов. Создание и поддержание сайта стоит недешево и, думаю, не для всех организаций экономически оправдано. Также и представленность в соцсетях. Если она есть — здорово, но надо понимать, что поддержку эту должен вести сотрудник с некоторым набором профильных знаний и он должен быть постоянно вовлечен в этот процесс.

К тому же, интернет–аудитория вообще и аудитория социальных сетей в частности — очень разношерстная, здесь надо очень четко определить, на кого делает ставку аптека, и отталкиваться от этого. Зачастую в отдельных районах есть закрытые группы в соцсетях и даже в мессенджерах, скажем, группы молодых мам — можно продвигать свою организацию там. Но это опять же не бесплатно, и надо очень четко понимать, что интересно конкретной аудитории.

Не говорю уже о том, что есть аудитории, которые в принципе не пользуются Интернетом и соцсетями, и часто это довольно платежеспособные граждане. Надо ориентироваться и на общий уровень проникновения Интернета в конкретном регионе.

Есть небольшие населенные пункты, где этот канал коммуникации всерьез рассматривать нет смысла.

То, что возможно абсолютно всегда и для всех лекарственных препаратов, — это доставка на дом, или дистанционный отпуск. Другое дело, что для льготных или сильнодействующих и наркотических препаратов для начала должен заработать инструмент электронных рецептов. Которые будут признаваться всеми участниками продажи лекарства — считаться юридически значимым документом.

Но пока этого нет, можно спокойно реализовать ОТС и Rx–продукцию массового спроса.

В чем заинтересовано огромное количество активных людей, которые просто не хотят тратить время на поход в аптеку.

Жизненно необходим подобный сервис и для тех, кто в передвижениях ограничен. Это не только инвалиды, тяжелобольные, пациенты с высокой температурой... Беременные и кормящие матери, многодетные родители испытывают серьезную нехватку сил и времени — и для них дистанционный отпуск лекарств мог бы стать решением целого ряда проблем.

Если дистанционный отпуск станет возможен, физическая доступность фармацевтической помощи совершенно точно повысится. Также эта мера будет способствовать развитию конкуренции, а значит будет стабилизировать цены. При этом, безусловно, рентабельность отдельных аптек и сервисов-агрегаторов будет сокращаться.

Но для аптек — это повод задуматься о необходимости в том или ином формате участвовать в онлайн–продаже лекарственных препаратов. А для агрегаторов — озадачиться оказанием полноценного сервиса, включая доставку.

Но тут нужно понимать одну важную вещь. Онлайн–сервисы, какими бы они замечательными ни были, невозможны без офлайн–поддержки. Особенно это актуально в отношении сервисов, ориентированных на потребителя. В рамках той же доставки товара нужны склады, специальное ПО, очень серьезная логистика (курьеры), наличие точек самовывоза и т.д.

Как защитить пациента, покупающего лекарства через интернет-сайты, от торговли его данными и от поддельных лекарств?

А кому нужны его личные данные? Вообще–то, есть закон об их защите, и организации, находящиеся в правовом поле, должны ему следовать. Дополнительных мер не требуется.

Что касается поддельных лекарств, тут тоже все просто. Если онлайн-сервис имеет офлайн–аптеку — соответственно, он выполняет все требования к этому виду розничной деятельности. В том числе несет ответственность за продажу контрафакта.

Его деятельность точно так же контролируется Росздравнадзором, как это делается для любой другой аптеки. Нужно просто легализовать интернет–торговлю лекарствами как таковую.

Сервисы, ориентированные на клиента, прежде всего, служат удобству конкретного потребителя, конкретного человека. И в этой связи отсутствие правовых оснований для легальной работы интернет–аптек выглядит глупым ограничением.

Алтайская Екатерина
23.11.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться