Итоги I полугодия: почему редеют ряды аптечных учреждений?
"Постковидный" минимум
В первые шесть месяцев 2023-го рублевый прирост аптечной реализации лекарств (в сравнении с первым полугодием 2022-го) составил около 63,5% уровня инфляции, рассчитанного для фармрынка. Конечно, прошлогодний всплеск потребности в медикаментах с точки зрения статистики представляет собой очень высокий базовый параметр, и все же эксперты-аналитики отмечают: текущее состояние "внешней среды" мало способствует развитию фармации.
Подтверждением тому может служить скорость открытия новых аптек. Она находится на минимальном уровне после ковидной пандемии. С первого января с.г. общая численность национального аптечного сегмента увеличилась на семьсот сорок "точек" (что равнозначно 123,33 аптечных учреждений в месяц).
Крупнейшие сети растут, хотя "слияний" немного
При этом ТОР-10 сетевых компаний за полугодие прибавили 1800 пунктов на географической карте нашей страны. Такой ощутимый рост у "гигантов фармрынка" является результатом, в первую очередь, не поглощений, а органического расширения.
Доля "присоединений" других аптек не столь велика: следует отметить, в частности, "Риглу", приобретшую летом краснодарскую малую сеть "Трик–Фарм" (5 точек) и небольшую сеть "Фарм" в Приморье (31 точка). Сегодня в приоритете у лидеров розничного фармрынка — т.н. "естественное открытие". Покупаются, в основном, те "точки", которые хорошо знакомы посетителям–пациентам, и при таком местоположении, когда другие методы экспансии окажутся не особенно действенными.
Число аптек стало сокращаться
Вернемся к скорости развития фармрозницы: в прошлом году она прибавляла 346 аптек ежемесячно, в позапрошлом — примерно 288, так что сегодня налицо ярко выраженная "минусовая" динамика. Кроме того, в мае–июне изменения становятся отрицательными уже не только в относительных, но и в абсолютных цифрах: численность новых аптечных учреждений оказывается меньше, чем количество закрывшихся. Аналитики надеются, что такая тенденция — краткосрочная, и после "несезонного" периода ситуация придет к норме.
Временные затруднения и новые возможности
"Снизили темпы" и различные ассоциативные объединения. Как и аптечному сегменту в целом, труднее всего им приходилось в апреле–июне. Но, несмотря на сложности в количественном аспекте развития, качественные преобразования в данном формате продолжаются.
Например, АСНА приобрела 50%-ю долю производителя–партнера "Ранкоф", продвижением противопростудных препаратов которого занималась в течение трех лет. Сделка явилась продолжением ранее заключенной договоренности о действиях при достижении намеченных результатов в реализации лекарств, выпускаемых производственной компанией. Такой уникальный опыт достаточно интересен.