18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Тренды развития рынка в 2024 году

Ситуация на фармрынке уже не столь сложная и неопределенная, как пару лет назад, но вызовы, стоящие перед отраслью, не исчезли. Однако игроки не только принимают их с достоинством, но и находят новые перспективы развития.

Госсегмент выравнивает позиции

Генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева отмечает рост рынка на 20% в рублях, в упаковках по-прежнему наблюдается стагнация. Если в прошлом году госсегмент, являющийся несколько лет главным драйвером роста, уступил место розничному, то теперь он вновь завоевывает пальму первенства. Его временное падение связано с тем, что в 2022 году нужно было обеспечить препаратами федеральных и региональных льготников, чтобы не потерять иностранных производителей. В связи с этим необходимые лекарства были закуплены в больших объемах на средства, заложенные в бюджет для закупок на 2023 год. Соответственно, в прошлом году госсегмент не показывал динамики, теперь же он начинает расти, т.к. закупки выравниваются. Лидирующими компаниями в стоимостном выражении здесь стали Roche, AstraZeneca и Novartis. Розница тоже чувствует себя уверенно: до сих пор 88,1% от общего числа упаковок потребитель оплачивает в аптеке самостоятельно.

Что касается аптечных учреждений, то в нашей стране на текущий момент их работает более 79,5 тыс. Среди сетей продолжается консолидация, федеральные и региональные игроки растут. ТОП-20 аптечных сетей в прошлом году аккумулировали 57% рынка, в этом — 61,5%. Лидерами среди них стали «Апрель», «Имплозия», «Планета здоровья» и «Ригла».

Расходы потребителей на лекарства увеличились по нескольким причинам. Население начало потреблять более дорогие препараты, а средняя стоимость упаковки при этом выросла. Кроме того, происходит укрупнение упаковок, что тоже отражается на цене. Еще одна тенденция — интерес людей к средствам профилактики заболеваний, отчетливо проявившийся в пандемию. Люди продолжают приобретать их в большом количестве, поэтому средний чек такой покупки выше стандартного.

Лучше всего в розничном сегменте продаются ингибиторы ATF, противоревматические и противовоспалительные препараты, лекарства от ОРВИ, половые гормоны и средства с аналогичным действием, а также антикоагулянты. Среди компаний лидерами в рознице стали Bayer, «Нижфарм» и Servier, а среди брендов самые популярные — «Ксарелто», «Эликсис» и «Детралекс».

Сейчас динамика развития рынка замедляется, и до конца года его рост составит 14%. По прогнозам, в следующем году рынок вырастет меньше чем на 10%, однако это предварительные данные, и ситуация может измениться.

От конкуренции к партнерству

Расходы на производство и логистику увеличились, констатирует Ольга Глазкова, генеральный директор «Альфасигма Рус». Кроме того, для отрасли остается актуальным дефицит кадров, причем сложности возникают даже с подбором медпредставителей. Повышает затраты и большая зарплатная инфляция. В среднем текучка персонала увеличивается, несмотря на желание компании удержать специалистов. Для того чтобы производитель уверенно чувствовал себя на рынке, нужно повышать эффективность работы каждого сотрудника и мотивировать его как деньгами, так и нематериальными видами поощрений.

Но даже в трудной финансовой ситуации важно продолжать искать новые возможности развития. Как известно, основной сегмент рынка составляют лекарственные препараты против хронических заболеваний. Большинство пациентов нуждаются в комплексном лечении, следовательно, им нужны разные лекарственные средства, а не только конкретный продукт. Расширить портфель можно, сотрудничая с другими производителями, это даст новый опыт и возможности. Главное — воспринимать их как партнеров, а не конкурентов.

Полезным для здоровья населения и фармрынка в целом станет взаимодействие с системой здравоохранения, пациентскими организациями и врачебным сообществом. Как правило, врачи хорошо воспринимают партнерские мероприятия, например, конференции, посвященные какой-либо нозологии, где можно делиться опытом с коллегами и узнать о передовых фармразработках.

Риски при внедрении инноваций

Еще одна задача фармрынка — выпуск инновационных препаратов. Они нужны здравоохранению всегда, хотя их создание и внедрение сопряжено для отрасли с рисками: новый продукт может получиться слишком дорогим или не столь эффективным, как предполагалось. По словам начальника отдела развития и внешних коммуникаций ЦРПТ Ивана Сороковикова, компании ищут новые молекулы, но не общего действия, а для ограниченного числа показаний, а также активно исследуют орфанные препараты. Сегодня в мире 44% от общего количества клинических исследований занимает онкология, за ней следуют неврология, иммунология, эндокринология и кардиология.

Следует учитывать, что инновационные препараты не назначаются просто так — сначала пациент проходит требуемую диагностику и молекулярно-генетические исследования. Все это отражается на цене лекарства иувеличивает финансовую нагрузку на здравоохранение. Поэтому на этапе разработки компаниям необходимо оценить инвестиционную привлекательность продукта и неудовлетворенную медицинскую потребность пациентов в нем. Полезным будет и научное консультирование до момента регистрации, чтобы понять, какие данные на каком этапе представлять для оценки эффективности разработки.

По материалам 16-й Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» 2024

Источники:

.

Ермолаева Анна Леонидовна, генеральный директор Alpha Research and Marketing (AlphaRM)

.

Глазкова Ольга Ивановна, генеральный директор «Альфасигма Рус»

.

Сороковиков Иван Валерьевич, начальник отдела развития и внешних коммуникаций «Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции» Минздрава России

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики мониторинг:
В TOP-15 Rx-препаратов остался только один российский

В текущем году в списке ТОР-15 самых дистрибутируемых рецептурных препаратов остался лишь один российский продукт, тогда как в прошлом году в этот рейтинг входили три. Рост конкуренции и изменение в распределении свидетельствуют о динамике на фармацевтическом рынке и переменах в потребительских предпочтениях.

Аптеки в 2024 г.: конкуренция растет

Первое полугодие 2024 г. было отмечено стремительным ростом национального розничного рынка лекарств — плюс 16,9%, правда, не в натуральном, а в денежном выражении.

Национальный фармпром: итоги первого полугодия

С января по июнь 2024 г. объем фармпроизводства в России составил более 2 млрд. упаковок лекарств. С учетом форм выпуска это 41 млрд. единиц. В сравнении с результатами первых двух кварталов прошлого года, динамика будет умеренно положительной: плюс 3% в упаковках и плюс 5,3% в минимальных дозировочных единицах.

Как менялся ассортимент лекарств в I полугодии 2024 г?

Номенклатура препаратов на отечественном фармрынке остается достаточно разнообразной. Более того, за первые шесть месяцев 2024 года она ощутимо расширилась. Причем не только в пересчете на SKU.

Как менялись цены на медизделия в 2023-2024 гг.?

Предыдущий год был отмечен увеличением цен на медицинскую продукцию (+6,2%), включая различную аппаратуру для диагностики и лечения.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг