Тренды развития рынка в 2024 году
Госсегмент выравнивает позиции
Генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева отмечает рост рынка на 20% в рублях, в упаковках по-прежнему наблюдается стагнация. Если в прошлом году госсегмент, являющийся несколько лет главным драйвером роста, уступил место розничному, то теперь он вновь завоевывает пальму первенства. Его временное падение связано с тем, что в 2022 году нужно было обеспечить препаратами федеральных и региональных льготников, чтобы не потерять иностранных производителей. В связи с этим необходимые лекарства были закуплены в больших объемах на средства, заложенные в бюджет для закупок на 2023 год. Соответственно, в прошлом году госсегмент не показывал динамики, теперь же он начинает расти, т.к. закупки выравниваются. Лидирующими компаниями в стоимостном выражении здесь стали Roche, AstraZeneca и Novartis. Розница тоже чувствует себя уверенно: до сих пор 88,1% от общего числа упаковок потребитель оплачивает в аптеке самостоятельно.
Что касается аптечных учреждений, то в нашей стране на текущий момент их работает более 79,5 тыс. Среди сетей продолжается консолидация, федеральные и региональные игроки растут. ТОП-20 аптечных сетей в прошлом году аккумулировали 57% рынка, в этом — 61,5%. Лидерами среди них стали «Апрель», «Имплозия», «Планета здоровья» и «Ригла».
Расходы потребителей на лекарства увеличились по нескольким причинам. Население начало потреблять более дорогие препараты, а средняя стоимость упаковки при этом выросла. Кроме того, происходит укрупнение упаковок, что тоже отражается на цене. Еще одна тенденция — интерес людей к средствам профилактики заболеваний, отчетливо проявившийся в пандемию. Люди продолжают приобретать их в большом количестве, поэтому средний чек такой покупки выше стандартного.
Лучше всего в розничном сегменте продаются ингибиторы ATF, противоревматические и противовоспалительные препараты, лекарства от ОРВИ, половые гормоны и средства с аналогичным действием, а также антикоагулянты. Среди компаний лидерами в рознице стали Bayer, «Нижфарм» и Servier, а среди брендов самые популярные — «Ксарелто», «Эликсис» и «Детралекс».
Сейчас динамика развития рынка замедляется, и до конца года его рост составит 14%. По прогнозам, в следующем году рынок вырастет меньше чем на 10%, однако это предварительные данные, и ситуация может измениться.
От конкуренции к партнерству
Расходы на производство и логистику увеличились, констатирует Ольга Глазкова, генеральный директор «Альфасигма Рус». Кроме того, для отрасли остается актуальным дефицит кадров, причем сложности возникают даже с подбором медпредставителей. Повышает затраты и большая зарплатная инфляция. В среднем текучка персонала увеличивается, несмотря на желание компании удержать специалистов. Для того чтобы производитель уверенно чувствовал себя на рынке, нужно повышать эффективность работы каждого сотрудника и мотивировать его как деньгами, так и нематериальными видами поощрений.
Но даже в трудной финансовой ситуации важно продолжать искать новые возможности развития. Как известно, основной сегмент рынка составляют лекарственные препараты против хронических заболеваний. Большинство пациентов нуждаются в комплексном лечении, следовательно, им нужны разные лекарственные средства, а не только конкретный продукт. Расширить портфель можно, сотрудничая с другими производителями, это даст новый опыт и возможности. Главное — воспринимать их как партнеров, а не конкурентов.
Полезным для здоровья населения и фармрынка в целом станет взаимодействие с системой здравоохранения, пациентскими организациями и врачебным сообществом. Как правило, врачи хорошо воспринимают партнерские мероприятия, например, конференции, посвященные какой-либо нозологии, где можно делиться опытом с коллегами и узнать о передовых фармразработках.
Риски при внедрении инноваций
Еще одна задача фармрынка — выпуск инновационных препаратов. Они нужны здравоохранению всегда, хотя их создание и внедрение сопряжено для отрасли с рисками: новый продукт может получиться слишком дорогим или не столь эффективным, как предполагалось. По словам начальника отдела развития и внешних коммуникаций ЦРПТ Ивана Сороковикова, компании ищут новые молекулы, но не общего действия, а для ограниченного числа показаний, а также активно исследуют орфанные препараты. Сегодня в мире 44% от общего количества клинических исследований занимает онкология, за ней следуют неврология, иммунология, эндокринология и кардиология.
Следует учитывать, что инновационные препараты не назначаются просто так — сначала пациент проходит требуемую диагностику и молекулярно-генетические исследования. Все это отражается на цене лекарства иувеличивает финансовую нагрузку на здравоохранение. Поэтому на этапе разработки компаниям необходимо оценить инвестиционную привлекательность продукта и неудовлетворенную медицинскую потребность пациентов в нем. Полезным будет и научное консультирование до момента регистрации, чтобы понять, какие данные на каком этапе представлять для оценки эффективности разработки.
По материалам 16-й Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» 2024
Источники:
.
Ермолаева Анна Леонидовна, генеральный директор Alpha Research and Marketing (AlphaRM)
.
Глазкова Ольга Ивановна, генеральный директор «Альфасигма Рус»
.
Сороковиков Иван Валерьевич, начальник отдела развития и внешних коммуникаций «Центр экспертизы и контроля качества медицинской продукции» Минздрава России