Сейчас доля государственного сегмента составляет 37%, розничного — 63%. До начала 2022 года были ожидания, что в ближайшее время это соотношение изменится до 50% на 50%. Однако наблюдается рост розничного сегмента, что говорит о том, что государство все в меньшей степени влияет на развитие рынка, все меньше инвестирует в госзакупки и в покрытие расходов пациентов, которым все больше приходится платить за лекарства из собственного кармана. «Концептуально российский рынок растет. Розничный сегмент прибавляет больше, чем госсегмент, и мы ожидаем такой тренд в дальнейшем», — представила свои заключения Анастасия Круглова, генеральный директор IQVIA в Евразийском кластере на круглом столе РАФМ.
Фармрозница и ее зависимость от геополитики
Общий годовой рост продаж в фармрознице в рублях составил 15% и определилась его структура. В частности, рост RX-препаратов оказался выше ОТС-лекарств как в денежном, так и в натуральном выражении. Предполагается, что высокая востребованность RX-препаратов объясняется критической необходимостью пациента для лечения хронических и других серьезных заболеваний. На OTC- препаратах население стало экономить. Этот потребительский момент следует учитывать в планировании своих активностей и бюджетов на следующий год.
В рублевом объеме на ТОП-15 регионов приходится 56,6% всех продаж лексредств. По приросту в упаковках лидерами стали Краснодар, Новосибирск, Челябинск. Анастасия Круглова обратила внимание: «Это не Москва, не Московская область, не Санкт-Петербург. Большой рост в регионах, на мой взгляд, отражает текущие реалии так называемых "военных денег", которые идут в основном в регионы. И мы ожидаем, что такой тренд продолжится».
Фармацевтическим компаниям при планировании своих промо-активностей следует учитывать геополитическую обстановку и развитие определенных регионов, вовлеченных в нее.
Аналитики IQVIA представили факторы роста по упаковкам в каждой группе продуктов — ОТС, БАДы и RX. Основной вклад в рост обеспечивают ОТС и БАДы. Структурные изменения также являются основными факторами роста как для ОТС и БАДов, так и для RX. «Здесь совокупный вклад перехода на большие упаковки и на более дорогостоящие упаковки в той же самой категории. Это особенно видно в лидирующих регионах. Потребители могут себе позволить более дорогостоящие и, на их взгляд, более эффективные продукты. То есть работает потребительское мышление. Мы говорим, что само потребление не растет и видим небольшое количество новых продуктов, выходящих на рынок. Это говорит о том, что все-таки продолжается, хоть и небольшой, лонч, вывод новых продуктов, но они растут» — подчеркнула спикер.
Фармпром: «приятный микст»
Лидерские позиции по приросту занимают как международные, так и российские игроки, что говорит о возможностях развития для всех. В ТОП-10 лидеров по приросту вошли: «Биннофарм Групп», Bayer, «Сервье», «АстраЗенека», «Санофи», KRKA, «Фармстандарт», Abbott, Teva, «Атолл». Соседство в этом списке российских и международных компаний, говорит о позитивном направлении — международная фарма остается на рынке, ожидается ее дальнейший рост, обусловленный лончами и правильно сформированной портфельной стратегией. Впрочем, такой комплекс мероприятий необходим для успеха всем компаниям-производителям. Например, успех российской «Биннофарм Групп» определен большим продуктовым портфелем и правильно выстроенными коммерческими продажами в розничном сегменте, что позволило компании занять лидерские позиции по приросту.
Лидерами производства оказались БАДы — самое большое количество новых SKU (уникальный складской артикул) появилось в их продуктовой группе. Причем 62% новых SKU в ТОП-10 EphMRA(3 уровень) запущено локальными компаниями. В основном это биологические добавки и продукты для профилактики заболеваний, что объясняется потребительским поведением с его растущей необходимостью заботы о здоровье и популяризации информации о профилактике.
Сегмент госзакупок: экономия и спад продаж лекарств
Стратегия «Фарма-2030» направлена на импортозамещение и разработку инновационных продуктов, как основы нацбезобасности. Заявленные приоритеты страны — сбережение народа, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня смертности, повышение рождаемости — невыполнимы без обеспечения доступности лекарственных средств.
Но несмотря на озвученную политику государства, продажи лекарственных средств именно в государственном сегменте падают, и только региональная льгота показывает прирост как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом. В других каналах госсегмента — бюджетных закупках(исключая ДЛО и РЛО) и федеральной льготе — отмечается падение. «Это говорит о сокращении различных коронавирусных программ, также мы видим снижение продаж в фонде «Круг добра» и в других программах. То есть по совокупности бюджет экономит не только в денежном выражении, выбирая более дешевые лекарственные средства, но и в целом по упаковкам. Поэтому сказать, что государство выделяет какой-то крупный бюджет на развитие системы здравоохранения, мне сложно подтвердить», — сказала Анастасия Круглова.
На ТОП-15 регионов России приходится 55,5% всех продаж лексредств в рублях; Московский и Ростовский регионы — лидеры по приросту в упаковках.
Отслеживая тренд переключения с оригинальных продуктов на дженерики, аналитики с удовлетворением отмечают, что, несмотря на единичные случаи принудительного лицензирования, обеспечивается сохранение интеллектуальной собственности на территории РФ, что позволяет международным компаниям чувствовать себя здесь уверенно. Катастрофического переключения с оригинальных продуктов на дженерики не отмечено даже в тех категориях, где они присутствуют в большом количестве. «Таким образом, мы видим, что все-таки государство старается в тендерных закупках найти правильный баланс между оригинальными продуктами, которые являются, наверное, лучшими для лечения определенных категорий населения, и дженерическими, где возможно найти оптимизационные ресурсы», — отметила Анастасия Круглова.
Лидером по приросту в госсегменте оказалась российскаякомпания BIOCAD, лидером по падению — международная компания MSD.
Что касается прогноза динамики рынка, то ожидается, что общий фармацевтический рынок России в 2024 году вырастет на 8-10% по сравнению с предыдущим годом. Эксперты предполагают, что такой тренд сохранится и в2025 году, основывая такие ожидания анализом текущих ключевых факторов развития. Как пояснила докладчик: «В розничном сегменте это, безусловно, инфляционная составляющая. Государство активно с ней борется, повышая ключевую ставку. Посмотрим, как будет дальше. Но инфляция — важнейший момент, потому что все фармацевтические компании — это коммерческие организации, все заточены на то, чтобы зарабатывать деньги, потому что разработки R&D занимают достаточно серьезные бюджеты».
По материалам онлайн-заседания Российской Ассоциации Фармацевтического Маркетинга (РАФМ) по теме: «Итоги первого полугодия 2024 г.: размышления для бюджетирования 2025 года»
Источник:
.
Круглова Анастасия Владимировна, генеральный директор IQVIA